Л.А. Стадникова,учитель  технологии

Г.И. Стадникова,заместитель директора по УВР

МКОУ Березовская КСОШ – интернат

 Даниловского муниципального района Волгоградской области

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика.

В 2009 году наша школа получила новый статус кадетской (казачьей) общеобразовательной школы. Основной целью  школы является не только предоставление полного среднего образования в соответствии с государственными стандартами образования, но и формирование модели патриотического воспитания на основе изучения, сохранения и восприятия учащимися школы различных аспектов казачьей традиционной культуры.

Наша школа расположена в месте традиционного проживания казаков, поэтому на основании ст. 7 Закона РФ «Об образовании», областной целевой программы (подпрограммы) «Этносоциальное развитие населения и поддержка государственной службы казачьих обществ Волгоградской области», определяющей приоритетные направления возрождения казачества, целевого проекта «Региональный казачий  компонент в системе образования Волгоградской области в составе межведомственного перечня мероприятий в бюджетной сфере «Образование» на 2009 – 2010 гг.» педагогами школы разработаны факультативные и элективные курсы, помогающие формировать личность обучающихся как достойных граждан России, казачьего сообщества, пользователя и продолжателя ценностей и традиций казачества, конкретизирующие содержание федерального компонента государственного стандарта общего образования посредством включения информации о природе, истории, культуре, самобытности казачества.

В школьном казачьем компоненте соблюдены принципы системности, доступности, преемственности и синхронности с федеральным компонентом содержания образования.

Основными критериями отбора содержания казачьего компонента являются:

1.                Гуманистическая направленность.

2.                Позитивные влияния на развитие личности обучающихся.

3.                Значимость в историческом и современном контексте общественно-экономического развития Даниловского района Волгоградской области и России.

В содержание каждой предметной области включаются часы регионального компонентаНеисчерпаемы возможности для его применения на уроках технологии.

Знание истории родного края, национальной культуры своего народа делает человека духовно богатым, ответственным за настоящее и будущее своего народа, формирует целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям других народов.

Знакомство школьниц с историческими, культурными, хозяйственными традициями Донского края, а также особенностями его современного развития, учёт социально-экономических ситуаций и перспектив способствует формированию у каждой ученицы технологических и культурологических компетенций, духовных и нравственных традиций. Это способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей малой Родины.

В тематическое планирование курса «Технология» для 5 – 9 классов внесены темы, знакомящие девочек с традиционной женской одеждой донских казачек.

Впервые девочки  начинают изучение  истории донского костюма в 5 классе.  Ученицы узнают о своеобразном облике казачьей одежды, гармонично сочетающей в себе все черты многонационального народа, проживающего на Дону, знакомятся со старинной казачьей одеждой конца XVII — начала XVIII вв. и проявлениями в ней русских национальных черт, с видами отделок. По мотивам старинного казачьего костюма девочки выполняют  аппликации из кусочков ткани, стараясь придать каждому костюму неповторимое звучание.

В 6-м классе при проектировании и изготовлении юбки ученицы знакомятся с прародительницей юбок – распашной поневой, традициях связанных с ношением понев.  Держалась такая своеобразная юбка на гашнике (верёвке, шнуре). На таком гашнике крепился кошель с деньгами. Отсюда и пошло выражение «спрятать деньги в загашник». При проектировании и пошиве юбки в 6 классе девочки стараются использовать традиционную для донского казачьего костюма отделку лентами, кружевом, галуном.

В 7 класседевочки углубляют свои знания о традиционном казачьем костюме, в их обиходе появляются новые названия элементов женского казачьего костюма начала XXвека: кираса, парочка, матене. На занятиях девочки рассматривают конструктивные особенности покроя этих изделий, элементы их оформления. При конструировании и пошиве ночной сорочки девочки используют традиционные элементы отделки оборками, воланами, рюшами.

Для более углубленного изучения традиций  донского казачества для девочек 7 класса также введен факультативный курс «Особенности традиционной казачьей кухни» в объеме 34 часов в год. Не секрет, что особенности  приготовления блюд раньше  передавались из уст в уста, из рода в род. Каждая  народность, населяющая нашу планету,  имеет свои традиции в приготовлении пищи, свои особенные рецепты, дошедшие до нас, благодаря сохранению национальных традиций. Наш многонациональный казачий край – не исключение. На Дону издревле существуют свои, особенные традиции приготовления пищи, неповторимые национальные блюда. Поэтому основной целью этого курса является приобщение учащихся к традициям в приготовлении пищи, характерным для нашего многонационального казачьего края,  сохранение  рецептов приготовления традиционных казачьих блюд. Эти занятия пользуются у девочек особенной популярностью. Здесь  они узнают старинные рецепты блюд, с удовольствием готовят и видят, что традиционная казачья кухня и в современности пользуется популярностью.  Кроме того на таких занятиях  девочки получают  основные сведения о физиологии питания, правилах приготовления отдельных блюд, сервировке стола, истории происхождения некоторых блюд.

С основами зарождения вязания на Дону, с технологией изготовления изделий: кружев, салфеток, скатертей, одежды, — ученицы знакомятся в 8-м классе. Они узнают, что кружева у казачек считались магическими. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность,  их часто пришивали на новую одежду. В своих практических работах  девочки изготавливают несложные образцы традиционных вязаных изделий: салфеток, филейных кружев.

Эмоциональный язык декоративно-прикладного творчества - самый легкий, верный и доступный мостик от души народа к душе ребенка. Вот почему в отечественной педагогике с давних времен проповедуется принцип воспитания детей в семье и в школе на близком, родном искусстве родного края, где живет человек.

Народные промыслы и ремесла– также важная часть традиционной казачьей культуры. Элективный курс «Традиционные казачьи ремесла» в 9 классе  способствует развитию интереса у учащихся к прикладному творчеству, основанному на традициях казачества. Каждый казак владел примерно двумястами умениями. В каждом казачьем хуторе, каждой станице жили мастера самых разных профессий.  Более подробно на занятиях девочки знакомятся с основными ремеслами казачек: ткачеством, лоскутным шитьем, вязанием, вышивкой. Они готовят сообщения о различных ремеслах (гончарном деле, кузнечном деле, лозоплетении и др.). В качестве практических работ они выбирают изготовление традиционных для нашей местности изделий: лоскутных одеял, ковриков – кругляшей, различных вязаных изделий.

Реализация регионального казачьего компонентапродолжается и  во внеурочной деятельности.  Так в текущем учебном году для учащихся начальной школы разработан цикл занятий, посвященных традиционной народной тряпичной кукле. Тряпичная кукла была средством, с помощью которого старшее поколение могло передать младшим свое знание о мире, свой жизненный опыт. Она играла немаловажную роль в воспитании ребенка. Все в ней хорошо продумано и устроено со смыслом. Все неслучайно. На практических занятиях ребята узнают историю тряпичной куклы, традиционные для тряпичной куклы простейшие приемы кроя ткани, особенности оформления кукол, имеют возможность их самостоятельно изготовить. В работе с куклами дети знакомятся также  с  традиционным циклом календарных православных праздников.

Существующий уже четвертый год в школе кружок «Волшебный бисер»,  знакомит учащихся  с традициями бисероплетения как декоративно - прикладного искусства родного края.

 Следует заметить, что использование таких новых педагогических технологий , как проектный метод обучения,  наиболее приемлем для изучения элементов казачьей культуры. Метод проекта позволяет наиболее точно обозначить ту связующую нить традиционного национального и современного, которая способствует наиболее глубокому формированию кругозора учащихся в области народного творчества и сохранению национальных традиций. Это модель совместной творческой деятельности учителя и учащихся, переходящая из системы основного образования в систему внеклассной работы с одарёнными детьми. Проектные работы учащихся обязательно затрагивают материал из истории казачества, традиций Дона, богатый местный краеведческий материал, собранный в школьном музее. Проектные работы учащихся пополняют  фонд школьного музея. С защитой проектных работ ребята выступают на районных и областных фестивалях проектов, постоянно участвуют во Всероссийском фестивале  творческих работ учащихся «Портфолио» и занимают призовые места.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проведение уроков технологии и внеклассных занятий с использованием регионального компонента позволяет не только усилить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, формировать целостное восприятие народного творчества, способствует воспитанию уважения к обычаям  предков.