Р.И. Слышкина,

учитель географии,

Е.Н. Сорокалетова,

учитель истории,

МБОУ «СОШ №3» г. Михайловки

КРАЕВЕДЕНИЕ: СПЕЦИФИКА, ОПЫТ РАБОТЫ

Мы живем в непростое время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни  российского общества и, прежде всего, в духовной. Разрушаются прежние системы ценностей, а новые приживаются с трудом. В настоящее время на первом месте стоит возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Но, как известно, патриотами не рождаются: любовь к Родине, уважение ее традиций, память о ее великом прошлом – все это нужно у детей воспитывать. Любить Родину надо учить, а чувство патриотизма – воспитывать. Но как? Конечно, у каждого педагога на этот счет свое мнение, своя методика, как и каждый педагог, вкладывает свое в понимание патриотизма, любви к Родине, служении Отечеству. Однозначно все сойдутся в одном, что многое в этом сложном процессе зависит от личности самого учителя: насколько он компетентен, насколько сам убежден в том, что хочет донести до детей и, конечно же, от того материала, который есть на вооружении педагога.

Всем известно, что запоминается лучше то, что удивляет, интересует учащихся, что им ближе и понятнее. Наиболее благодатным материалом  для этого является краеведческий материал. Изучение краеведческого материала дает детям понимание сопричастности каждого с общей историей страны, понимание, что историю делают люди. Ведь история страны – это история каждого города, каждого поселка, каждой семьи. Историю страны пишут ее граждане, короткими строчками творя ее великую летопись.

Работа с краеведческим материалом устанавливает и поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность. Благодаря этому хранится историческая память, формируется основа духовности и в этом заключается ее особая, непреходящая сила и ценность. Краеведение в современной  школе – это связь истории с современной жизнью,  с окружающей реальной действительностью. Осознание молодежью неразрывной связи, единства и общности Родины, города, семьи в историческом, экономическом, культурном и общественно-политическом плане – важнейшая задача практического выполнения краеведческого подхода в изучении отечественной истории и формирования личности в целом. Использование при этом таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и др.  способствует осуществлению  духовно-нравственного  развития  и   воспитания, обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Важным считаю помнить, что каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины. При изучении истории края следует исходить из взаимосвязи общего и местного еще и потому, чтобы не воспитать “порайонно мыслящих”, не ослеплять учащихся любовью к местному, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.

Работая над краеведческим материалом, решаем следующиезадачи:

- формирование компетентностного подхода в обучении;

- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через

изучение краеведческого материала;

- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;

- на доступном для учащихся материале воспитывать любовь к своему краю, малой родине, интерес к истории.

  Особенностью краеведческого материала является его полифункциональность, которая сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции. Краеведение помогает учащимся осмыслить идею исторического развития, понять взаимосвязь местного и общего, а в итоге понять современность, выработать активную жизненную позицию, зрелое мировоззрение.

 В учебно-воспитательном процессе  школы можно выделить три уровня краеведческой познавательной деятельности учащихся:

1. Получение готовых знаний о крае со слов учителя.

2. Самостоятельное приобретение знаний. Их источниками могут быть учебные пособия, научно-популярная литература, публикации в местной периодической печати, материалы музея и т.д.

3. Изучение истории родного края в ходе углубленного поиска, когда ребята фактически выступают в роли исследователей. Обычно такой работой занимаются члены краеведческих кружков и ученических научных обществ.

Основные достоинства историко-краеведческой работы в школе, на мой взгляд, следующие:

1. В ходе изучения истории края в распоряжение школы предоставляется собранный учащимися краеведческий материал, который находит применение в учебной работе. На его основе, например, можно подготовить раздаточный материал (публикации из районной газеты, воспоминания, письма). Предметы из школьного краеведческого музея могут использоваться учителями литературы, ИЗО, МХК, музыки.

2. Краеведческий материал с успехом используется в воспитательной внеурочной работе. На основе собранного материала ребята готовят доклады, пишут заметки в районную газету, могут  разместить собранную информацию на  сайте в  Интернете.

3. Принимая участие в изучении истории края (работа в библиотеках, походах, оформление экспозиций музея, встречи с известными  земляками и т.д.), школьники развивают имеющиеся и приобретают новые умения и навыки интеллектуальной и оформительской работы, учатся ответственности, развивают эстетический вкус. Таким образом, краеведческая работа позволяет развивать личность ребенка.

4. Изучение истории края предполагает историческое самообразование учителя.

5. Применение краеведческого материала помогает осуществлять творческий подход к разработке уроков и внеклассных мероприятий, что позволяет в свою очередь повышать их эффективность и интерес учащихся к предмету.

Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу, и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.

 В любом случае, возросшее внимание к краеведению – явление положительное, способствующее духовному возрождению России, восстановлению утраченных страниц ее истории, которые ранее считались малозначительными.

Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.

Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Более подробно хочется остановиться на внеклассной и внешкольной работе и поделиться с Вами уже наработанным опытом.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.

Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной.

Поделюсь опытом  исследовательской работы, которую мы проводим вместе с учителем истории Сорокалетовой Еленой Николаевной. Мы постоянно принимаем участие  в городском конкурсе «Моя малая Родина», где работы  наших ребят  занимают призовые места.  Последний наш проект «Дети и война» посвящён Великой  Отечественной войне.  В этом проекте принимали участие учащиеся 8 класса.  Ребята собирали информацию о детях, чьё детство прошло в годы войны. Военные дети - те, кто из детства сразу шагнул во взрослую жизнь, малолетние старички, которые цеплялись за жизнь,  оставшись без родителей. Они порой совершали подвиги под стать взрослым.

Детские чувства живей и ярче, чем у взрослых. И поэтому мы выбрали для своего исследования тему «Дети и война», а нашими собеседниками стали в основном женщины, чьё детство пришлось на грозные военные годы.

Долгое время о судьбах детей, наших земляков, переживших Великую Отечественную войну, ничего не говорилась. Как жили, что переживали, чувствовали, как помогали  старшим, как рано повзрослели.  Интерес к этой теме  заметно вырос только в последнее время.    Были подняты документы, письма, фотографии. Помогли и личные воспоминания  детей военного Сталинграда.

Особо хочется отметить книгу, выпущенную Волгоградской  областной  ассоциацией «Дети военного Сталинграда» в 2004 году. Все события, описанные  в книге достоверны, люди реальны. Также следует обратить внимание на книгу Ю. В. Кулешовой «Война глазами детей», изданную в 2008г.

Мы обратились в Михайловский краеведческий музей, музей детского дома. Ребята собирали материал целых полгода.  В итоге  у нас получилась исследовательская работа  «Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца».  Эта работа была представлена на 6-м городском конкурсе исследовательских работ «Моя малая Родина» в номинации «Дети и война»,  Просвиров Александр, 1 место.

Цели работы:

·                   Изучить на примере судеб односельчан все тяготы военного детства,

прошедшего в годы войны;

·                   Попытаться понять, как повлияла война, потеря близких, лишения на формирование  характера людей, переживших её.

·                   Узнать, как воспринимали происходившее дети, какой след оставили эти  тяжелые годы в их памяти, как они оценивают то время сейчас, что хотят пожелать нынешнему поколению своих внуков и правнуков;

·                   Сформировать своё собственное мнение о данном времени, используя знания по истории Отечества, сведения, полученные из художественных произведений, рассказов  очевидцев;

·                   Донести собранные сведения и впечатления до всех обучающихся школы.

Формы  и методы сбора информации:

·                   изучение  художественных и публицистических материалов по данной теме;

·                   встреча с земляками, чьё детство пришлось на военные годы;

·                   изучение краеведческого материала

·                   изучение материала газеты «Призыв»

·                   обработка собранного материала, оформление работы.

Варианты использования материала:

·                   Оформление экспозиции в школе;

·                   Как материал для сочинений;

·                   При проведении мероприятия, посвященного 9 мая.

В  работе  были рассмотрены следующие вопросы:

·                   Дети в годы Великой Отечественной войны.

·                   Дети Сталинграда

·                   Сиротство в годы Великой Отечественной войны

·                   Трудовой подвиг  детей в годы Великой Отечественной войны.

В работе были использованы материалы Колесниковой Т.Ф. /бывшего директора МБОУ «ООШ №8 г. Михайловки»/, Колесникова В.Н., Сигачёвой М.И.,  Мельниковой А.С.

Своё выступление Саша закончил словами:

«Наше поколение- это те, что остались в живых, сумев сохранить, пронести в себе через огонь этот чистый лучезарный мир, веру в будущее, в молодость, в надежду. Но мы стали непримиримее к несправедливости, добрее к добру, наша совесть стала вторым сердцем».

Данный материал был использован  при оформлении исследовательского проекта «Детство, опалённое войной», который был представлен на 2 городском фестивале учебных проектов, где занял 2 место /Быкадорова Марина и Антипцев Алексей/.

Мероприятие «Дети и война».

Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательно присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему родному городу, возникнет необходимость бережного обращения с ним, как с уникальным местом, без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Нам удалось заинтересовать подростков историей родного города, судьбами его жителей и результаты говорят сами за себя:

·                    2010 год - 6 городской конкурс исследовательских работ «Моя малая Родина». Работа Просвирова А., учащегося 7А класса «Ты это горе знаешь понаслышке, а нам оно оборвало сердца» заняла 2 место.

·                    2011 год - конкурс исследовательских проектов. Работа учащихся Быкадоровой М. и Антипцева А., учащихся 8А класса «Детство, опаленное войной» заняла 2 место.

·                   2012 год - 7 городской конкурс исследовательских работ «Моя малая Родина». Работа Корякина А., учащегося 9 класса «Есть женщины в русских селеньях» заняла 3 место.