И.А. Сигачёва,

Н.Н.Селезнева,

А.П. Симонов,

Т.М. Васильева,

О.В. Клочкова,

МКОУ Березовская кадетская (казачья)

средняя общеобразовательная школа-интернат

Даниловского муниципального района

Волгоградской области

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ В МКОУ БЕРЕЗОВСКОЙ КАДЕТСКОЙ (КАЗАЧЬЕЙ) СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДАНИЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Всевеликое войско Донское

Умирало и вновь возрождалось,

И в ненастные грозные годы

Ты врагам казаков не сдавалось.

Вновь сегодня тебя величаем,

Возлагая большие надежды,

Что великий наш Дон возродится,

Будет гордым, богатым, окрепшим.

И. Глазкова.

Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности. Многое для этого делают государственные структуры, школа, Вооруженные Силы РФ, казачество, различные общественные организации и религиозные конфессии. Их усилия направлены на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России, способного активно участвовать в укреплении и совершенствовании основ общества, подготовленного к успешному выполнению задач, связанных с обеспечением обороны и безопасности личности, общества и государства.

Одним из основных направлений этой работы является воспитание молодежи на базе культуры и традиций казачества, использование накопленного веками богатейшего опыта народного образования и воспитания.

Актуальность данного вопроса определяется двумя факторами:

во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности общеобразовательной школы, открыло перспективы для обогащения содержания патриотического воспитания подрастающего поколения на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.

С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.

С февраля 2010 года по май 2013года  на базе школы работала экспериментальная площадка по теме «Воспроизводство и передача ценностей патриотизма на основе наследия традиционной казачьей культуры».

Главная цель Программы– развитие школьной системы казачьего образования, удовлетворение потребностей в качественном образовании, духовно- нравственном и гражданском, становлении физически здоровой, образованной, свободной, гуманной, творческой  личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов, проявляющей национальную и религиозную терпимость, обладающей качествами гражданина и патриота.

Программа направлена на совершенствование организации образовательного процесса, развитие материальной и научно-методической базы школы, повышение квалификации учителей, воспитателей, повышение качества образования и воспитания, формирование личности будущего выпускника школы.

В кадетской (казачьей) школе реализовывались общеобразовательные программы начального, основного и среднего полного образования, а также программы дополнительного образования, направленные на расширение знаний по истории, культуре, обычаям, укладу жизни казачества, истории кадетских корпусов и Российской Армии, по основам православной культуры, подготовке учеников к службе в Российской Армии. В  классах обучение осуществляется в соответствии с федеральным базисным учебным планом, а реализация регионального компонента содержания образования - через факультативные и кружковые занятия: «История казачества», «Казачьи посиделки», «Казачий фольклор», «Традиционные казачьи игры»,  «Казачья кухня». В ходе реализации казачьего компонента в учебно-воспитательном процессе была разработана нормативно – правовая база, регламентирующая  деятельность школы в условиях эксперимента: разработана и составлена концепция и программа развития школы, создан перспективный план деятельности экспериментальной площадки.

 Определены приоритетные направления деятельности по теме инновационной площадки:

- История Донского казачества.

- Казачье военное дело.

- Народные промыслы.

- Казачий фольклор.

По результатам опытно-экспериментальной  работы в кадетской школе была создана и функционирует модель кадетского (казачьего) самоуправления, что способствовало вовлечению воспитанников в творческую деятельность и предполагает разделение учащихся в клубы по интересам. Это позволило выработать механизм для  формирования индивидуального опыта творческой деятельности через патриотически-ориентированную воспитательную программу.

 Учителями истории разработан  элективный курс по «Истории Донского  казачества», который  позволяет осуществлять воспитанниками разнообразную исследовательскую деятельность, стимулирует развитие практических интересов, дает новый смысл учебе и самообразованию. Кадеты могут соприкоснуться с духовным наследием, образом жизни предков.  Показателем работы в этом направлении является результативная деятельность ребят:

1 место во Всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся «Моя Медведица вчера, сегодня, завтра» (2012г.);

1 место в районном фестивале творческих работ – проект:   «Герб России. Герб казачества. Герб школы» (2012г);

Диплом IIIв рамках научно- практической конференции «Героико-патриотическое воспитание молодежи: Опыт. Методика. Современность» (2013г.)

Казак без веры не казак!  Недаром в старину на Дону традиционно говорили: учение образует ум казака, а Православие – воспитание нравственности.

Казаки испокон веков   защитники Веры Христовой. Жизнь их - служение Богу оружием, воинским мастерством. С первых упоминаний в литературных источниках казачество четко ассоциируется с Православием.  Именно оно стало духовной основой рождения казачества.

Для казаков Православие это не просто религиозное учение, это система мировосприятия, которая формировалась на протяжении всей истории казачества.

В 2012-2013 учебном году согласно закону «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования  в школе был введен новый предмет «Православная культура» в 4 классе и  элективный курс « ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА» в 10-11 классах. Эти предметы имеют культурологическую направленность и предполагают знакомство обучающихся с православной христианской картиной мира, обеспечивают получение учащимися знаний о православной культуре как о традиционной национальной. Школьники изучают историю православной культуры, православной словесности, узнают о православном образе жизни, нравственной культуре, иконописи.

На занятиях дети открывают вместе с прописными истинами христианства самих себя, свое  умение мыслить по - христиански, видеть мир по - христиански, все то доброе и нравственно ценное, что содержит человеческая душа, еще не успевшая отяготиться дурными наклонностями. Занятия помогают проявиться этому доброму и вечному, что естественно присуще детским душам, показывают детям, что это не только хорошо, но и крайне необходимо в жизни человека, закрепляют эту уверенность на сознательном уровне, прививают противоядие против распространенных в обществе пороков. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств через привитие глубокого почтения к родителям, учителям, крепкой семье, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России, любви и уважения ко всякой человеческой личности. Вместе с тем формируется умение отличать хорошее от дурного, полезное от вредного и правильно реагировать на проявление всего этого в жизни. И самое ценное, что дети, общаясь друг с другом, передают полученные умения и знания своим сверстникам, оказывая тем самым на них ненавязчивое позитивное влияние.

 С 2011 года казачий кадетский корпус  взаимодействует с Русской Православной Церковью на уровне Прихода  Святой Троицы , настоятель иерей Сергий

В течение нескольких лет проводятся мероприятия: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово»,   «Крещение Господне», «Троица».

В 2013 году основными результатами работы являются достижения учащихся  на районных рождественских чтениях:

1 место  в  номинации учебно-исследовательской работе по теме «Дивный мир православной иконы» (ученица 11 класса Мартынова Д.);

 2 место в номинации учебно-исследовательской работе по теме «Русская православная церковь в период монгольского нашествия» (Куликов А., Дубкова Т., Крылова М., Кузнецова Т.);

3 место в областном конкурсе методических разработок «Православный праздник» «Рождество Христово».

Большую помощь при подготовке к мероприятиям, урокам, проектам, исследовательским работам, классным часам по этой тематике оказывает школьная библиотека. В 2013 году фонд библиотеки был пополнен литературой о казачестве на 57 книг.

При организации  библиографического информирования используются различные формы работы: выставки и обзоры новых поступлений  изданий казачьей тематики; устные журналы; читательские конференции; беседы; экскурсии; конкурсы и викторины;  обсуждения книг. Так же ребята становятся участниками  фольклорных праздников.

Как тут не вспомнить слова академика Д. С. Лихачева, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Направление «Казачье военное дело» реализовывалось через военно-прикладное воспитание, спортивно- оздоровительное. Основной  целью  которого является формирование общефизических, военно-прикладных  умений и навыков, позволяющих осуществлять трудовую и профессиональную деятельность на защиту Отечества. Среди основных школьных  мероприятий были: традиционные  районные лагерные сборы для учащихся 10 классов,  смотр строевой казачьей песни, праздник Дня казачьей традиционной культуры, участие в областных турнирах по военно-прикладным видам спорта. Результаты этой деятельности отражаются в успехах наших воспитанников. Они занимают призовые командные и личные места в районных, зональных, краевых соревнованиях:

 1 место  в общекомандном зачете Волгоградского областного турнира по военно-прикладным видам спорта имени Полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза К.И. Недорубова среди казачьих военно-патриотических клубов (2012г);

2 место в общекомандном зачете регионального этапа Всероссийской Спартакиады допризывников казачьей молодежи.(2012г).

Итогом работы можно считать создание патриотического клуба «Патриот» на базе школы. А также трое выпускников в 2013 году поступили в высшие военные учебные заведения: «Михайловская военная академия» город Санк-Петербург, «Военная академия РХБЗ и инженерных войск»  город  Кострома, «Институт береговой охраны ФСБ России» город Анапа.

В рамках программы экспериментальной площадки  учителя начальной школы используют региональный казачий компонент в своей работе с учащимися и в учебных предметах, и во внеклассной работе.        

Педагоги работают по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Применяют региональный казачий компонент в таких предметах, как «Литературное чтение», «Изобразительное искусство»,  «Окружающий мир», который охватывает такие области, как природоведение, история, технология, ОБЖ. Что  формирует у младших школьников знания о богатстве и разнообразии природы родного края, понятие о рельефе, природных явлениях, животном и растительном мире донского края. Также учащиеся получат исторические сведения о народах, населявших территорию края, героических событиях, происходивших на донской земле, подвигах своих земляков. Программа раскрывает своеобразие истории и быта казачества, обычаи и традиции Дона, дает сведения о городах и станицах Волгоградской области.

Три года напряженной плодотворной работы показали хороший результат и большую  востребованность общеобразовательного учреждения такого типа.  

В школе сформировалась  модель  воспитательной системы, направленная на возрождение духовности и патриотизма учащихся. Кадетская (казачья) средняя общеобразовательная школа является центром духовного, патриотического воспитания. Она имеет свое лицо, свои особенности, образцы поведения, любовь к знаниям. Уже сегодня казачата школы чувствуют ответственность за судьбу своей малой родины, своего государства.За это время в Корпусе сформировался свой уклад казачьей кадетской жизни, появились традиции и новые цели.

В нашей школе стало торжественной и почетной традицией празднование дня рождения  земляка,  Полного Георгиевского кавалера, Героя Советского Союза К.И. Недорубова.  Взяли на себя почетную обязанность: содержать в надлежащем состоянии территорию кладбища и могилу героя, памятный камень , мемориал погибшим в годы  Великой Отечественной войне.

За этот период были налажены тесные связи с казаками Березовского Юрта, с воспитанниками  корпуса имени Недорубова,  с патриотическими клубами, с  творческим союзом художников Волгоградской области.

Корпус сотрудничает с ветеранскими организациями, приглашает и чествует ветеранов ВОВ,  участников локальных войн, приглашая их на все торжественные мероприятия.

Таким образом, педагогический коллектив создали общеобразовательное учреждение, духовно-нравственную платформу для совместной работы по возрождению казачества ради воспитания поколений, готовых к самоотверженному служению Вере православной, Дону и Отечеству.

Ведь не зря говорят, если твои планы рассчитаны на год – сей хлеб, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей.