Т.А. Сердюкова,     

       учитель,

МБОУ «Сидорская СОШ»,

РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.

В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл.

Понятие патриотизма включает в себя:

·                     чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·                     уважительное отношение к языку своего народа;

·                     заботу об интересах Родины;

·                     осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·                     проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·                     гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·                     гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·                     уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·                     ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·                     гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.

Возникнув еще в раннем детстве как любовь к родной природе, отчему дому, месту, где родился и рос, патриотизм растущего человека постепенно наполняется идейным, гражданским содержанием, становится качеством не только нравственным, но и нравственно-политическим. Ребенок учится любить не только свою “малую Родину” — край, где родился, но и свою большую Родину - Россию.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, доверчивость детей, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. В младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка - определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы, часто имеют доминирующее значение. Поэтому важно разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств. При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: одни через природу или искусство, другие – через изучение истории родной страны и родного края, третьи – через религиозную веру, а кто-то через служение Родине.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова. Педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек - личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы           патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Большие возможности в реализации патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда. Уроки литературного чтения также помогают воспитать гражданина, патриота своей Родины. Уже с первых уроков чтения учитель стремится привить любовь к книге – великому чуду, вобравшему в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества. В работе можно использовать народную те­матику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лек­сику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искус­ства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Поэтому взрослым необходимо бережно сеять и растить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в начальной школе можно определить:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

·                     формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

·                     воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

·                     формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

·                     воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

·                     формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

·                     воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

·                     вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

·                     формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

·                     изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

·                     формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

·                     формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

·                     развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

·                     изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

·                     сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

·                     формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

5. Спортивно-патриотическое, включающее  развитие морально-волевых качеств, воспитание силы,  ловкости и выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

·                     День Победы;

·                     День вывода войск из Афганистана;

·                     День защитников Отечества.

2. Участие в акции «Письмо ветерану»;

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

·                     «А ну-ка, мальчики!»;

·                     «Веселые старты»;

·                     «Папа, мама и я – спортивная семья!»;

·                     смотр строя и песни;

·                     работа кружка «Безопасное колесо».

4. Участие в акции «Вахта памяти»:

·        встречи с ветеранами Вов и тружениками тыла;

·        линейки, посвященные памятным датам истории;

·        участие в митинге, посвященном Дню Победы;

·        организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;

·        проведение уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Изучение родного края:

·        экскурсии в музеи;

·        туристические походы;

·        экскурсии по родному краю;

·        изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;

·        благоустройство территории школы;

·        уход за памятником.

6. Организация конкурсов:

·        «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;

·        конкурс чтецов;

·        конкурс патриотической песни;

·        конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества»;

·        конкурсы рисунков: «Овеянный славой герб наш и флаг», «Россия – родина моя», «Их подвиг боевой и трудовой» и др.

·        «Парад» военной техники

 Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Только человек, уважающий себя, способен несмотря ни на что любить свою Родину. Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию  поможет нам воспитать настоящего гражданина.