den otkrytyh dverey042024

Л. И.Саван,

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №11 г. Михайловки Волгоградской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ  ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Патриотизм – это благороднейшее чувство. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа….

Понятие патриотизма является достаточно емким. Оно включает в себя чувства, развивающие в человеке духовно-моральные высоконравственные качества по отношению к историческому прошлому и настоящему своей страны, родному языку и культуре. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Чувство патриотизма выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой «малой родине», к привычному укладу жизни.

Философские и педагогические исследования показывают, что патриотизм связан, прежде всего, с ценностями, ценностными ориентациями молодежи. Проблема ценностей ориентации в воспитании патриотизма у молодого поколения остро встала в связи с социально-экономическими преобразованиями в России, потерей ориентиров в этом быстро меняющемся мире. Сегодняшний интерес к вопросам теории и практики патриотического воспитания обусловлен его важнейшими функциями в духовном развитии личности и сохранении культурной преемственности поколений.

Социально-педагогический смысл феномена патриотизма заключается в способности оказать влияние на становление личности через ощущение глубинной связи общности судеб человека и его народа, определяющей способ мировосприятия, уклад жизни и поведения, придающей смысл человеческому существованию [3, с. 137]. Чувство патриотизма содержит своеобразный защитный механизм, обеспечивающий психологический комфорт и совершенствование личности, гарантирующий воспроизведение формы человеческого бытия, сознательный отбор, переработку и создание новых духовных и материальных ценностей.

На первой ступени общего образования (начальная школа) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения. На этом этапе у детей происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценностей своей личности и ценности других людей, прививается любовь к Родине и уважение к истории Отечества.

Вторая ступень общего образования (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения, подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На третьей ступени общего образования (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, происходит познание философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданско-патриотическая позиция человека, его социально-политические ориентации. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности обучающиеся совершенствовали готовность и умение защищать, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность, исходя из необходимости и потребностей действующей современной российской действительности.

В связи с этим, вырисовываются вполне определенные условия, при которых процесс формирования патриотизма у современных школьников будет более эффективным. Для этого необходимо:

1.Восстановить баланс двух основных функций образования- обучения и воспитания. Реорганизовать школьный быт с целью увеличения времени на воспитание, разнообразные занятия по интересам, приобретение детьми опыта социального взаимодействия при изучении прошлого нашей страны.

2. В учебном процессе воспитание должно стать основной формой формирования патриота, особенно при преподавании гуманитарных предметов, дающих учащимся знания для осмысления и эмоционального восприятия прошлого и настоящего России. Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому наследию.

3. Учить детей обращаться с государственными символами.

4. Реализовать идею малой Родины как первого шага в формировании патриотического мироощущения, его «корневой системы», приобщения к истории предков.

5. Восстановить и развивать инфраструктуру детства: клубы, центры, детские комнаты, площадки, лагеря, кинотеатры, туристические станции, студии, детские и молодежные общественные организации.

6. Подготовить кадры для работы с молодежью. В этих целях необходимо создать координационный центр передового патриотического воспитания, творческую лабораторию для руководителей молодежных творческих коллективов, так как часто педагоги сталкиваются с информационным вакуумом, не дающим более полно использовать педагогические инновации в процессе воспитания и обучения.

7. Создать систему материального и морального стимулирования всех работающих в системе школьного и внешкольного образования.

8. Организовать больше разнообразных детско-молодежных конкурсов, фестивалей, акций, форумов и т.д., дающих возможности реализации и поддержки инициатив учащейся молодежи.

Для успешного становления человека, его личности необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, сосед), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам-воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективное воспитательное пространство на территории Волгоградской области и воспитательных систем образовательных учреждений региона.

Таким образом, патриотическое воспитание направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины- поселка, города, области, страны. Патриотизм предполагает осознание и прочувствование школьником ценности культуры, традиций и жизненного уклада совей родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.

Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его, прежде всего, необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам- противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед.

Необходимо объяснять причины того, что стране приходилось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни России и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия.

Актуальный сегодня вопрос о патриотическом воспитании имеет длительную историю. На всех этапах развития российского общества, наряду с яростными противниками, у него были сторонники и защитники. Наиболее серьезной разработкой данной проблематики занимались, как правило, в годы суровых испытаний для нашего Отечества, ярким примером этого является период Великой Отечественной войны.

Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе формирование патриотического сознания должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям:

1. Изучение ребенком истории своей семьи.

2. Изучение истории родного края.

3. Изучение героических страниц истории Отечества.

Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем:

-Культура Руси IX- первой половины XII в.

-Походы Батыя на Русь.

-Борьба русских земель с западными завоевателями.

-Русь и Золотая Орда в XIII- XIV вв.

-Русская культура XIV- XV, XVI вв.

-Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К.Минина и Д.Пожарского).

-Культура России XVII в.

-Преобразования Петра I.

-Внешняя политика Петра I.

-Развитие культуры в Петровскую эпоху.

-Русское военное искусство ( А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков).

-Культура XVIII в.

-Отечественная война 1812 г.

-Крымская война.

-Культура первой половины XIX в.

-Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

-Русская культура во второй половине XIX в.

-Культура в начале XX в.

-Россия в Первой мировой войне.

-Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

-Послевоенное восстановление хозяйства и др.

Факторами эффективности формирования патриотического сознания подрастающего поколения россиян являются:

1.Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.

2.Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.

3.Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.

4.Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.

5. Повышенное внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во внеучебной деятельности.

6.Личные качества педагогов (духовность, социальная и политическая активность).

Пути работы по формированию патриотического сознания современной молодежи:

1. Широко использовать неисчерпаемые источники духовности русского народа: литературу, живопись, фольклор, скульптуру, музыку. Вот в чем наша духовная ценность. Здесь наше национальное достояние.

2. Постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Речь идет о выдающихся государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках и др.

3. «Заболеть» нашей великой историей, в том числе военной. Н. К. Рерих: «Чтобы полюбить Россию, надо познать ее труды, они вполне доступны».

4. Использовать крупнейшие достижения отечественной, культурной, научной и технической мысли. Каждая нация гордится своими успехами отечественного и планетарного масштаба. И это не честолюбие, а естественное чувство достоинства народа, нации, страны, и его нужно развивать.

5. Мощным средством пробуждения чувства патриотизма с малых лет является разработка генеалогического древа своей фамилии.

6. Формировать патриотизм через уважение к наградам, мундирам, через соблюдение воинских ритуалов. Честь мундира - это верность долгу, это дисциплина.

7. Использовать потенциал песен военной тематики, как прошлых лет, так и современных, армейские песни о братстве, долге…

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов.  Это создает реальные предпосылки для успешного формирования патриотического сознания обучающихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы, общественность которых демонстрирует негативное отношение к сепаратизму и указывает на необходимость более активного участия центра в проводимых на местах мероприятиях патриотической направленности.

Воспитать патриотов - значит быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. отмечают, что «условия наличия патриотизма - возможность репродукции семьи, этноса, народа, национальности, наличие перспективы общества, духовно-нравственный, социально-экономический баланс и гармония отношений личности, семьи , общества, государства. Востребованность патриотизма для каждого субъекта сообщества. Патриотизм может формироваться и как защитная реакция на вытеснение, ущемление естественной жизни этноса, нации, народа» [1, с. 51].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в решении проблем гражданско-патриотического воспитания современного поколения должна в первую очередь принимать участие сама молодежь, осознавая всю важность своего участия в жизни Родины, любить, знать и уважать ее культуру, традиции и историю. Однако направлять действия молодежи в нужное русло должно как государство, так и семья, школа, ссуз и вуз. И их основная задача заключается во взаимодействии с целью формирования национального самосознания, гражданственности и патриотизма у современной молодежи.

Литература

 1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе/ Монография.- Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005.3.Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.

4. Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т./ Г. К. Селевко  - М.:НИИ школьных технологий, 2006.