den otkrytyh dverey042024

Е.Б. Просветухина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Становление гражданина может быть рассмотрено как  с позиции приобретения личностью духовно-нравственных знаний, отношений, поведения, так и с точки зрения выбора ею индивидуального жизненного пути, и наличия соответствующих мотивационно - смысловых образований, включенных в субъективную модель успеха личности. Высшее проявление гражданственности - это сознательное служе­ние своей Родине, устранение недостатков и препятствий, стоящих на пути созидания демократического общества. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда тако­во, каковы его граждане и их активность.

Развитие  информационных технологий, формирование в мире труда рыночных от­ношений, сложные экономические условия делают необходимой под­готовку человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе  подготовку для будущего трудоуст­ройства, формирование способности самостоятельно ориентировать­ся в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях. Требования, которые на сегодняшний день предъявляются  к современному специалисту, не просто высоки по части компе­тенций,они также разнообразны,  необыч­ны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное,  постоянно меняются, находясь в зависимости от конкретных обстоя­тельств. Поэтому вцент­ре внимания такой подготовки, на наш взгляд,  должна находиться личность, а в центре внимания педагогической науки - создание личностно ориентирован­ных технологий обучения, что и предполагает концепция бизнес – образования, направленная на формирование успешной личности, способной реализовать себя в условиях рыночной экономики.

Современное образование должно стимулировать студентов овладевать  не только глубокими знаниями в теории и технологии, фундаментальных науках, менеджменте и маркетинге, но и такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики и т.д. Всвязи с этим, конечной целью использования новых технологий в учебном про­цессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами: умени­ем критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способностью к культур­ной и деловой коммуникации. Мы должны стремиться к достижению оптимального общего развития каждого студента – его интеллектуальной, эмоциональной активности, экономической самостоятельности и нравственных представлений. Ведь именно на этой основе решаются задачи успешного овладения знаниями, умениями и навыками, происходит профессиональное становление личности.

Добиться достижения высокого уровня профессиональной подготовки, со­ответствующего требованиям профессиональной компетентности ра­ботника квалифицированного труда, на наш взгляд, невозможно с помощью лишь тра­диционных методов обучения и организации учебной деятельности. Кроме того, надо заметить, что непрерывный рост объема и сложности знаний и умений,подлежащих усвоению, не позволяет полагаться  исключительно настереотипность или односто­ронность мышления, заданные параметры деятельности.

Достижению успеха в познавательной деятельности обучающихся, усвоении  ими учебного материала способствует внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения, многообразие которых дает неограниченные возможности для творческого построения учебного процесса, позволяет решать задачи передачи знаний в увлекательной и интересной форме не только для студентов, но и для самого преподавателя.

Под активными формами и методами обучения мы будемпонимать систему приемов преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению [1].

Под активизацией учебно-познавательной деятельностиобучаемых понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности сту­дента в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практи­ческому применению, а также формированию способностей прогнози­ровать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения [1].

Для того чтобы личность стала действительно полноценным социальным субъектом, самостоятельным в профессиональном плане, ей необходимо пройти долгий путь самопознания, самовоспитания, самовыражения и саморазвития. В связи с этим чрезвычайно важна способность человека к самообучению, которая  наи­более эффективно  приобретается и закрепляется посред­ством активного обучения, в котором специалисты в области дидакти­ки выделяют следующие базовые особенности:

- вынужденная активизация мышления, которая предполагает естественное включение активизирующих механизмов, «за­пускающих» и поддерживающих мыслительный процесс;

- достаточно длительное время активной умственной деятель­ности, которое способствует выработке таких важных качеств, как способность к длительным умственным и эмоциональным нагрузкам, способность к концентрации и удерживанию про­извольного внимания на предмете размышлений и т. д.;

- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональной вовлеченности в пред­мет обучения и нацеленности на достижение результата;

- постоянное взаимодействие между обучающимися и обуча­емыми, активное применение  в процессе обучения прямых и обратных связей [2].

Активное обучение пред­полагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминаниеи воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладениестудентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.

Активные методы обучения  побуждают обучающихся ксамостоятельному добыванию знаний, активизируют их познава­тельную деятельность, развивают мышление, формируют стойкие практические умения и навыки.

Активные методы обучения -это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности впроцессе овладения учебным материалом  [1].

Они могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В  зависимости от направленности (на фор­мирование системы знаний или овладение умениями и навыками) можно выделить  имитационные и неимитацион­ные методы.

1. Имитационные методы предполагают обучение профессио­нальным умениям и навыкам. Они связаны с моделированием профессио­нальной деятельности, т.е. имитируются как ситуация, так и сама про­фессиональная деятельность, и подразделяются на:

- неигровые - анализ конкретных ситуаций; решение ситуаци­онных задач; упражнения - действия по инструкции (лабора­торные и практические работы по инструкции); выполнение индивидуальных задач (практика);

- игровые - разыгрыва­ние ролей (ролевая, деловая игры).

2. Неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая бе­седа; учебная дискуссия; поисковая лабораторная работа; исследова­тельский метод; самостоятельная работа с обучающей программой (про­граммированное обучение); самостоятельная работа с книгой.

Выбор конкретных методов зависит от следующих условий: целей и задач подготовки, содержания учеб­ного материала, особенностей контингента (воз­раст, уровень подготовленностистудентов), формы обучения и количества вре­мени, предусмотренного учебным планом. При их применении необходимо провести анализ содержания учебного матери­ала, с целью определения тех тем, где наиболее действенно могут проявить­ся творческое мышление и познавательные способности аудитории.

Например, преподаваемые мною дисциплины: менеджмент, маркетинг отличаются тем, что имеют непосредственную практическую направленность – подготовить обучающихся к эффективному управлению организацией. А это предполагает не только сообщение студентам соответствующих знаний, но и формирование у них навыков практического руководства.

 Достичь этих целей, на мой взгляд, невозможно при использовании традиционных, преимущественно однонаправленных – от преподавателя к студенту – методов обучения. Ведь подготовка специалистов в области управления требует широкого использования активных форм и методов обучения, приближающих учебный процесс к организационно – производственным ситуациям. Поэтому стараюсь организовывать учебный процесс таким образом, чтобы студенты активно участвовали в проведении занятий. С этой целью использую в своей работе следующие активные формы и методы обучения.

Деловые игры – с одной стороны это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический прием обучения. Основная цель проведения деловых игр – дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальности, что позволяет студентам быстрее осознавать в нестандартной форме важные значимые факторы в процессе усвоения необходимых знаний. Так, по менеджменту уже давно с успехом проводится деловая игра «Функции менеджмента в действии». Проведение этой деловой игры позволяет не только систематизировать теоретические знания студентов, но и отработать на примере организации выпуска блокнотов реализацию основных функций менеджмента.

По маркетингу по теме «Разработка товарных знаков и марок», занятие проводится с элементами деловой игры. На этом занятии студенты учатся разрабатывать товарные знаки с учетом предъявляемых требований, владеть навыками работы с нормативными документами (ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»). В дальнейшем это позволит научиться создавать и обрабатывать документы, что исключительно важно для будущих специалистов. Практическое занятие по маркетингу по теме: "Организация рекламной кампании", проводится также с элементами деловой игры, что способствует выработке профессиональных умений и навыков, активизирует познавательную деятельность, способствует развитию творческого мышления, умения работать в команде, выступать перед аудиторией, быть ответственным и экономически самостоятельным. Во всех случаях здесь используется групповая форма организации занятия, которой в методике бизнес — образования отводится особое место. Эта форма организации занятий позволяет мотивировать студентов к активной работе, развить у них навыки общения и участия в коллективных действиях, находить компромиссное решение, быть ответственными, надежными, уметь ориентироваться в изменяющейся ситуации. Работа в малых группах широко используется при проведении практических занятий, как по менеджменту, так и по маркетингу.

Анализ конкретной ситуации – представляет собой разбор конкретной ситуации. Применение этого метода предполагает разработку вариантов решения проблемы с последующим их обсуждением. Конкретные ситуации, обучающие анализу и оценке, предлагаются при проведении практических занятий по маркетингу. Например, по теме: «Выявление влияния факторов окружающей среды маркетинга на деятельность организации». Здесь студенты преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния  окружающей среды  деловой организации (фирмы StarrbburetAS). Разбор данной конкретной ситуации позволяет выработать умения по анализу макро- и микросреды организации, разработке комплекса маркетинга, выработке стратегии поведения фирмы, реально существующей в действительности.

 Разбор конкретных ситуаций позволяет студентам стать более объективными:

-приобрести опыта по практическому управлению (ведь через конкретные ситуации в рамках метода передается не просто опыт, а опыт, подкрепленный теорией, то есть, достоверный и обобщенный);

- сформировать новое видение самой ситуации; выявлять и принимать во внимание при решении проблемы и принятии решения наличие и влияние, имеющих место в ситуации обстоятельств;

- стать восприимчивым к другому мнению и совету.

Решение ситуационных задач – этот метод более простой, чем предыдущий, так как чаще всего он не  требует каких – либо длительных исследований или работ в период подготовки и проведения занятий. Тем не менее, он также способствует выработке профессиональных умений по разработке  различных вариантов решения управленческих ситуаций, развитию аналитических способностей, логического мышления, творческого подхода к принятию решения. Этот метод использую при проведении занятий по всем преподаваемым мною дисциплинам.

Лекция с элементами беседы – характерной чертой этого метода является то, что активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателями и студентами. Лекция активна лишь в том случае, если реально обеспечивается самостоятельная творческая работа слушателей контрольными вопросами, обсуждением. Отдаю предпочтение школьной лекции с элементами беседы, так как это позволяет представить материал в более удобной для усвоения студентами форме и активизировать познавательную деятельность. При этом для АПД  везде, где  возможно, стараюсь связывать изучаемый материал с современностью, привлекать знания, полученные студентами из современной периодической печати, радио и телепередач. Например, при изучении темы: «Внешняя и внутренняя среда организации» по менеджменту привлекается материал о деятельности российских организаций (ОАО «СКАИ», ОАО «Себряковцемент» и т.д.), их внутренних проблемах, внешнем окружении и т.д.

Таким образом, использование на занятиях активных форм и методов,  способствует активизации познавательной деятельности студентов, развитию у них воображения; дает им возможность ставить перед собой цели и работать над созданием конкретного результата.

Надо заметить, что в целях активизации познавательной деятельности студентов могут исполь­зоваться и традиционные методы обучения с применением таких при­емов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, об­ращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов, обсуждение и дис­куссия. Поэтому для наилучшего усвоения материала в некоторых случаях можно использовать наряду с активными и традиционные методы: обычная лекция, объяс­нение и сопровождение их наглядными материалами: чертежами, схе­мами, таблицами, краткими записями. Это позволяет не только понять и лучше запомнить учебный материал, но и повысить интерес к нему.

Выбирая метод обучения, преподаватель должен осознавать, что главное при изучении дисциплины - это не только формирование знаний, уме­ний, навыков, но также воспитание и развитие обучающихся. Ведь процесс обучения не должен быть изолирован от процесса воспитания, так как студенты постоянно находятся в социуме, что влияет на их отношение к окружающему миру, будущей профессии, к другим людям и к самим себе. Поэтому выбранные методы должны быть нацелены также на формирование у студентов высокого уровня культурного развития, приобретение таких качеств как активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость, порядочность, ответственность, надежность, организованность, умение работать в команде, коммуникативные способности, навыки и умения. Это приведет к получению достойных, всесторонне развитых специалистов, настоящих профессионалов в избранной сфере деятельности.

Каждый из методов, которые применяются в педагогической практике, имеет свои достоинства и недостатки, поэтому лишь их комплексное использование  в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучших результатов в усвоении сту­дентами знаний и развитии их мыслительной активности.

Для успешного внедрения активных методов обучения в учебный процесс требуется выделение большего количества учебного времени на самостоятельную работу, постоянное пополнение учебных заведений необходимой литературой, популяризация научно – исследовательской деятельности студентов, организация постоянной системы повышения квалификации преподавателей, полная компьютеризация учебного процесса. При  этом предполагается и изменение роли преподавателя в учебном процессе. Он уже не будет являться только лектором, а процесс обучения потеряет одностороннюю направленность – от преподавателя к студенту. Преподаватель скорее будет выступать как организатор и помощник, консультант,  оказывающий помощь студентам, но не навязывающий им своё мнение.

Таким образом, постоянное обновление знаний, необходимое всовременных условиях,  может быть достигнуто путем самообразования, а это в свою очередь требует от человека познава­тельной активности и самостоятельности. И задача преподавате­ля в этом случае состоит как раз в том, чтобы развить у студента стремление к учению, научить его откликаться на процесс познания, развить инте­рес к дисциплине. Для этого студент должен уметь самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к ре­шению поставленной проблемы, а также иметь желание понимать инфор­мацию и самостоятельно добывать ее. Активные методы обучения и при­званы развить у студентов эти качества.

Литература

1. Маркетинг: активные методы обучения / Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Г.В. Погодина. - М.: КНОРУС, 2011. - 416 с.

2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Туманит; ВЛАДОС, 2008. - 400 с.