Е.Б. Просветухина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Становление гражданина может быть рассмотрено как с позиции приобретения личностью духовно-нравственных знаний, отношений, поведения, так и с точки зрения выбора ею индивидуального жизненного пути, и наличия соответствующих мотивационно - смысловых образований, включенных в субъективную модель успеха личности. Высшее проявление гражданственности - это сознательное служение своей Родине, устранение недостатков и препятствий, стоящих на пути созидания демократического общества. Невозможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его граждане и их активность.
Развитие информационных технологий, формирование в мире труда рыночных отношений, сложные экономические условия делают необходимой подготовку человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе подготовку для будущего трудоустройства, формирование способности самостоятельно ориентироваться в мире информации, быстро восполнять пробелы в знаниях. Требования, которые на сегодняшний день предъявляются к современному специалисту, не просто высоки по части компетенций,они также разнообразны, необычны с точки зрения традиционных представлений и, самое главное, постоянно меняются, находясь в зависимости от конкретных обстоятельств. Поэтому вцентре внимания такой подготовки, на наш взгляд, должна находиться личность, а в центре внимания педагогической науки - создание личностно ориентированных технологий обучения, что и предполагает концепция бизнес – образования, направленная на формирование успешной личности, способной реализовать себя в условиях рыночной экономики.
Современное образование должно стимулировать студентов овладевать не только глубокими знаниями в теории и технологии, фундаментальных науках, менеджменте и маркетинге, но и такими процессуальными умениями, как анализ и обработка больших объемов разноплановой информации, творческое решение проблем теории и практики и т.д. Всвязи с этим, конечной целью использования новых технологий в учебном процессе является создание условий для становления и развития личности, обладающей необходимыми профессиональными качествами: умением критически осмысливать проблемы, принимать решения из ряда альтернатив и на основе творческого поиска, способностью к культурной и деловой коммуникации. Мы должны стремиться к достижению оптимального общего развития каждого студента – его интеллектуальной, эмоциональной активности, экономической самостоятельности и нравственных представлений. Ведь именно на этой основе решаются задачи успешного овладения знаниями, умениями и навыками, происходит профессиональное становление личности.
Добиться достижения высокого уровня профессиональной подготовки, соответствующего требованиям профессиональной компетентности работника квалифицированного труда, на наш взгляд, невозможно с помощью лишь традиционных методов обучения и организации учебной деятельности. Кроме того, надо заметить, что непрерывный рост объема и сложности знаний и умений,подлежащих усвоению, не позволяет полагаться исключительно настереотипность или односторонность мышления, заданные параметры деятельности.
Достижению успеха в познавательной деятельности обучающихся, усвоении ими учебного материала способствует внедрение в образовательный процесс активных форм и методов обучения, многообразие которых дает неограниченные возможности для творческого построения учебного процесса, позволяет решать задачи передачи знаний в увлекательной и интересной форме не только для студентов, но и для самого преподавателя.
Под активными формами и методами обучения мы будемпонимать систему приемов преподавания, стимулирующих и развивающих познавательную деятельность студентов, их способность к самостоятельному творческому, профессиональному мышлению [1].
Под активизацией учебно-познавательной деятельностиобучаемых понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование таких форм, содержания, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, самостоятельности, творческой активности студента в усвоении знаний, формированию умений, навыков, их практическому применению, а также формированию способностей прогнозировать производственную ситуацию и принимать самостоятельные решения [1].
Для того чтобы личность стала действительно полноценным социальным субъектом, самостоятельным в профессиональном плане, ей необходимо пройти долгий путь самопознания, самовоспитания, самовыражения и саморазвития. В связи с этим чрезвычайно важна способность человека к самообучению, которая наиболее эффективно приобретается и закрепляется посредством активного обучения, в котором специалисты в области дидактики выделяют следующие базовые особенности:
- вынужденная активизация мышления, которая предполагает естественное включение активизирующих механизмов, «запускающих» и поддерживающих мыслительный процесс;
- достаточно длительное время активной умственной деятельности, которое способствует выработке таких важных качеств, как способность к длительным умственным и эмоциональным нагрузкам, способность к концентрации и удерживанию произвольного внимания на предмете размышлений и т. д.;
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональной вовлеченности в предмет обучения и нацеленности на достижение результата;
- постоянное взаимодействие между обучающимися и обучаемыми, активное применение в процессе обучения прямых и обратных связей [2].
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминаниеи воспроизведение студентом, а на самостоятельное овладениестудентом знаниями и умениями в процессе активной познавательной и практической деятельности.
Активные методы обучения побуждают обучающихся ксамостоятельному добыванию знаний, активизируют их познавательную деятельность, развивают мышление, формируют стойкие практические умения и навыки.
Активные методы обучения -это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности впроцессе овладения учебным материалом [1].
Они могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. В зависимости от направленности (на формирование системы знаний или овладение умениями и навыками) можно выделить имитационные и неимитационные методы.
1. Имитационные методы предполагают обучение профессиональным умениям и навыкам. Они связаны с моделированием профессиональной деятельности, т.е. имитируются как ситуация, так и сама профессиональная деятельность, и подразделяются на:
- неигровые - анализ конкретных ситуаций; решение ситуационных задач; упражнения - действия по инструкции (лабораторные и практические работы по инструкции); выполнение индивидуальных задач (практика);
- игровые - разыгрывание ролей (ролевая, деловая игры).
2. Неимитационные методы: проблемная лекция; эвристическая беседа; учебная дискуссия; поисковая лабораторная работа; исследовательский метод; самостоятельная работа с обучающей программой (программированное обучение); самостоятельная работа с книгой.
Выбор конкретных методов зависит от следующих условий: целей и задач подготовки, содержания учебного материала, особенностей контингента (возраст, уровень подготовленностистудентов), формы обучения и количества времени, предусмотренного учебным планом. При их применении необходимо провести анализ содержания учебного материала, с целью определения тех тем, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление и познавательные способности аудитории.
Например, преподаваемые мною дисциплины: менеджмент, маркетинг отличаются тем, что имеют непосредственную практическую направленность – подготовить обучающихся к эффективному управлению организацией. А это предполагает не только сообщение студентам соответствующих знаний, но и формирование у них навыков практического руководства.
Достичь этих целей, на мой взгляд, невозможно при использовании традиционных, преимущественно однонаправленных – от преподавателя к студенту – методов обучения. Ведь подготовка специалистов в области управления требует широкого использования активных форм и методов обучения, приближающих учебный процесс к организационно – производственным ситуациям. Поэтому стараюсь организовывать учебный процесс таким образом, чтобы студенты активно участвовали в проведении занятий. С этой целью использую в своей работе следующие активные формы и методы обучения.
Деловые игры – с одной стороны это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический прием обучения. Основная цель проведения деловых игр – дать практику принятия решений в условиях, приближенных к реальности, что позволяет студентам быстрее осознавать в нестандартной форме важные значимые факторы в процессе усвоения необходимых знаний. Так, по менеджменту уже давно с успехом проводится деловая игра «Функции менеджмента в действии». Проведение этой деловой игры позволяет не только систематизировать теоретические знания студентов, но и отработать на примере организации выпуска блокнотов реализацию основных функций менеджмента.
По маркетингу по теме «Разработка товарных знаков и марок», занятие проводится с элементами деловой игры. На этом занятии студенты учатся разрабатывать товарные знаки с учетом предъявляемых требований, владеть навыками работы с нормативными документами (ФЗ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров»). В дальнейшем это позволит научиться создавать и обрабатывать документы, что исключительно важно для будущих специалистов. Практическое занятие по маркетингу по теме: "Организация рекламной кампании", проводится также с элементами деловой игры, что способствует выработке профессиональных умений и навыков, активизирует познавательную деятельность, способствует развитию творческого мышления, умения работать в команде, выступать перед аудиторией, быть ответственным и экономически самостоятельным. Во всех случаях здесь используется групповая форма организации занятия, которой в методике бизнес — образования отводится особое место. Эта форма организации занятий позволяет мотивировать студентов к активной работе, развить у них навыки общения и участия в коллективных действиях, находить компромиссное решение, быть ответственными, надежными, уметь ориентироваться в изменяющейся ситуации. Работа в малых группах широко используется при проведении практических занятий, как по менеджменту, так и по маркетингу.
Анализ конкретной ситуации – представляет собой разбор конкретной ситуации. Применение этого метода предполагает разработку вариантов решения проблемы с последующим их обсуждением. Конкретные ситуации, обучающие анализу и оценке, предлагаются при проведении практических занятий по маркетингу. Например, по теме: «Выявление влияния факторов окружающей среды маркетинга на деятельность организации». Здесь студенты преимущественно имеют дело с анализом и уяснением состояния окружающей среды деловой организации (фирмы StarrbburetAS). Разбор данной конкретной ситуации позволяет выработать умения по анализу макро- и микросреды организации, разработке комплекса маркетинга, выработке стратегии поведения фирмы, реально существующей в действительности.
Разбор конкретных ситуаций позволяет студентам стать более объективными:
-приобрести опыта по практическому управлению (ведь через конкретные ситуации в рамках метода передается не просто опыт, а опыт, подкрепленный теорией, то есть, достоверный и обобщенный);
- сформировать новое видение самой ситуации; выявлять и принимать во внимание при решении проблемы и принятии решения наличие и влияние, имеющих место в ситуации обстоятельств;
- стать восприимчивым к другому мнению и совету.
Решение ситуационных задач – этот метод более простой, чем предыдущий, так как чаще всего он не требует каких – либо длительных исследований или работ в период подготовки и проведения занятий. Тем не менее, он также способствует выработке профессиональных умений по разработке различных вариантов решения управленческих ситуаций, развитию аналитических способностей, логического мышления, творческого подхода к принятию решения. Этот метод использую при проведении занятий по всем преподаваемым мною дисциплинам.
Лекция с элементами беседы – характерной чертой этого метода является то, что активизация обучения реализуется здесь в результате использования постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателями и студентами. Лекция активна лишь в том случае, если реально обеспечивается самостоятельная творческая работа слушателей контрольными вопросами, обсуждением. Отдаю предпочтение школьной лекции с элементами беседы, так как это позволяет представить материал в более удобной для усвоения студентами форме и активизировать познавательную деятельность. При этом для АПД везде, где возможно, стараюсь связывать изучаемый материал с современностью, привлекать знания, полученные студентами из современной периодической печати, радио и телепередач. Например, при изучении темы: «Внешняя и внутренняя среда организации» по менеджменту привлекается материал о деятельности российских организаций (ОАО «СКАИ», ОАО «Себряковцемент» и т.д.), их внутренних проблемах, внешнем окружении и т.д.
Таким образом, использование на занятиях активных форм и методов, способствует активизации познавательной деятельности студентов, развитию у них воображения; дает им возможность ставить перед собой цели и работать над созданием конкретного результата.
Надо заметить, что в целях активизации познавательной деятельности студентов могут использоваться и традиционные методы обучения с применением таких приемов, как постановка вопроса при изложении материала, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам обучения, побуждение к ведению записей, созданию опорных конспектов, обсуждение и дискуссия. Поэтому для наилучшего усвоения материала в некоторых случаях можно использовать наряду с активными и традиционные методы: обычная лекция, объяснение и сопровождение их наглядными материалами: чертежами, схемами, таблицами, краткими записями. Это позволяет не только понять и лучше запомнить учебный материал, но и повысить интерес к нему.
Выбирая метод обучения, преподаватель должен осознавать, что главное при изучении дисциплины - это не только формирование знаний, умений, навыков, но также воспитание и развитие обучающихся. Ведь процесс обучения не должен быть изолирован от процесса воспитания, так как студенты постоянно находятся в социуме, что влияет на их отношение к окружающему миру, будущей профессии, к другим людям и к самим себе. Поэтому выбранные методы должны быть нацелены также на формирование у студентов высокого уровня культурного развития, приобретение таких качеств как активность, самостоятельность, инициативность, предприимчивость, деловитость, порядочность, ответственность, надежность, организованность, умение работать в команде, коммуникативные способности, навыки и умения. Это приведет к получению достойных, всесторонне развитых специалистов, настоящих профессионалов в избранной сфере деятельности.
Каждый из методов, которые применяются в педагогической практике, имеет свои достоинства и недостатки, поэтому лишь их комплексное использование в системе, во взаимосвязи поможет достигнуть наилучших результатов в усвоении студентами знаний и развитии их мыслительной активности.
Для успешного внедрения активных методов обучения в учебный процесс требуется выделение большего количества учебного времени на самостоятельную работу, постоянное пополнение учебных заведений необходимой литературой, популяризация научно – исследовательской деятельности студентов, организация постоянной системы повышения квалификации преподавателей, полная компьютеризация учебного процесса. При этом предполагается и изменение роли преподавателя в учебном процессе. Он уже не будет являться только лектором, а процесс обучения потеряет одностороннюю направленность – от преподавателя к студенту. Преподаватель скорее будет выступать как организатор и помощник, консультант, оказывающий помощь студентам, но не навязывающий им своё мнение.
Таким образом, постоянное обновление знаний, необходимое всовременных условиях, может быть достигнуто путем самообразования, а это в свою очередь требует от человека познавательной активности и самостоятельности. И задача преподавателя в этом случае состоит как раз в том, чтобы развить у студента стремление к учению, научить его откликаться на процесс познания, развить интерес к дисциплине. Для этого студент должен уметь самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению поставленной проблемы, а также иметь желание понимать информацию и самостоятельно добывать ее. Активные методы обучения и призваны развить у студентов эти качества.
Литература
1. Маркетинг: активные методы обучения / Т.Н. Парамонова, А.О. Блинов, Г.В. Погодина. - М.: КНОРУС, 2011. - 416 с.
2. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Туманит; ВЛАДОС, 2008. - 400 с.