den otkrytyh dverey042024

Е.В.Попова
преподаватель информатики
ГБОУ СПО «Михайловский
профессионально-педагогический колледж»

Роль преподавателя информатики в формировании и развитии патриотического воспитания современной молодежи

Первоначально термин «воспитание» означает навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Термин «патриотизм» – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

В общественном сознании патриотизм понимается как духовный и социокультурный принцип, основанный на любви к своей Родине, месту рождения и жизнедеятельности, близким людям. Он питается истоками природного и духовного свойства, включает в себя бессознательное, атрибуты сознания, бытия, ценности, идеи, то есть то, что в данном мире человек признает как родное.

На протяжении многих лет патриотическое воспитание молодежи рассматривалось как одно из направлений укрепления обороноспособности нашей страны. К сожалению, в последнее время в силу ряда причин у общества изменилось отношение к военной службе. Стали утрачивать свою значимость такие важнейшие направления в воспитании подрастающего поколения, как патриотизм и верность Отечеству. Семьи призывников предпринимают все меры для того, чтобы молодой человек не служил в Вооруженных Силах Российской Федерации. Сокращается число желающих связать свою судьбу со службой в ВС РФ, растет процент недобора призывников на срочную службу в ВС РФ.

Военно-патриотическое воспитание — многоплановая, система­тическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического со­знания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готов­ности к выполнению гражданского долга.

Организационные средства патриотического воспитания— это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности граж­данина и патриота.

Некоторыми из таких средств патриотического воспитания являются музеи и поисковые работы.

Имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, Волгоград остается одним из городов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексах, а также в памяти волгоградцев. Для сохранения и развития традиций патриотизма имеется огромная база, составляющая национальное достояние России, – государственный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, государственный музей-панорама «Сталинградская битва», мемориал «Солдатское поле», около 1000 памятников, посвященных Сталинградской битве, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Воспитание будущих защитников Отечества проводится в учебных заведениях в условиях плановой педагогической деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вся деятельность учебных заведений должна быть пронизана идеей патриотического служения своей великой Родине – России и малой Родине – городу, в котором живешь.

Поступающие в колледж молодые люди не имеют достаточно яркого представления о системе профессионального образования и истории традиций образовательных учреждений. В этой связи наиболее актуальной задачей является адаптация музейной работы в колледжах, стимулирование интересов студентов к истории профессионального образования, формирование активной жизненной позиции, повышение интеллектуального уровня, воспитание патриотизма.

Музей в современном образовательном учреждении представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся. Такие принципы работы музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с учениками.

К основным задачам музея можно отнести:

1.    развитие патриотического сознания, чувства любви к Родине, ощущение генетической связи с предшествующими поколениями защитников и созидателей Отечества.

2.    формирование гражданственности, чувства гордости за свою страну, стремление внести свой вклад в ее возрождение.

3.    формирование толерантности  в общении с представителями других культур.

Сегодня в Михайловском профессионально-педагогическом колледже свято хранят память  о героическом прошлом нашего народа. В нашем учебном заведении работает музей, где собраны сведения о преподавателях и студентах педагогического училища, которые участвовали в Великой Отечественной войне, медперсонале эвакогоспиталя №3245. Студенты и преподаватели колледжа активно ведут краеведческую работу. Поисковая работа позволила восстановить 117 фамилий бойцов Красной Армии, которые сражались с врагом и умерли от тяжелых ран в эвакогоспитале №3245.

6 мая прошлого года в Михайловском профессионально-педагогическом колледже прошло открытие мемориальной доски с именами солдат Великой Отечественной, которые получили тяжелейшие ранения и волею судьбы завершили свой земной путь на михайловской земле.

Также в формировании патриотизма у современной молодежи огромную роль играет поисковое движение. Так как поисковики на сегодняшний момент – единственная сила в современном российском обществе, которая не только на словах, но и на деле сохраняет память о Великой Отечественной войне. В последнее десятилетие произошел всплеск интереса к поиску, так как поисковая деятельность создаёт все условия для развития личности. Работая в поисковом отряде, подросток приобретает опыт любви к Отечеству. Это вовсе не значит, что он сможет логично изложить свою точку зрения на вопросы гражданского долга и интернационализма. Как правило, поисковики – это ребята, которые не умеют хорошо и складно говорить. Но гораздо важнее, что они умеют чувствовать.

Для того чтобы подросток стал поисковиком, ему надо пройти определенный путь отбора «школы молодого поисковика», критериями которого являются высокие морально-волевые качества, дисциплинированность, физическая подготовка и овладение навыками поисковой работы. При вступлении в поисковый отряд учащиеся школы дают клятву продолжать дело по поиску и захоронению останков павших воинов. Сначала подростка привлекает романтика палаточной жизни, ночных костров и возможность увидеть новые места. Также это возможность проверить себя на силу воли, выносливость, чувство ответственности и дружбы. Сначала для подростка летняя экспедиция – это возможность попутешествовать и провести время вдалеке от дома. Но это только сначала… Главное – это поиск пропавших без вести.

Поисковые экспедиции– это наиболее мощный фактор формирования нравственного стержня личности, так как за короткое время рождается коллектив единомышленников, объединенный благородной целью – воскресить имена пропавших без вести и предать земле останки павших защитников Родины. Через сердца подростков проходит мысль: «У человека нет будущего, если он не помнит своего прошлого».

В работе важно все: и поиск останков павших, и участие в ритуалах воинского захоронения, и встречи с участниками войны, очевидцами боев, родственниками погибших, представителями Церкви, и с поисковиками из других отрядов. Подводя итог экспедиции, они отмечают, что «я понял, что такое война»; «я научился работать»; «я первый раз в жизни готовил пищу и стирал»; «я поеду еще!».

В Российской Федерации существует около 60 тысяч поисковых отрядов, которые сохраняют память о солдатах Победы. Волгоградская область здесь не стала исключением. На протяжении 17 лет Волгоградская региональная общественная организация «Поиск» ведет разностороннюю поисковую работу. В состав организации на данный момент входит 31 поисковый отряд из разных районов области.

Многие отряды стали разновозрастными. В каждом поисковом отряде существуют свои традиции, например,:

  1. Ко всем старшим обращаться с приставкой "дядя", "тётя" не зависимо от того, как к ним обращаются остальные. Уважение к старшим - один из главных постулатов отряда: " Уважай старшего и старший будет уважать тебя!".

2. "Если ты не поднял останки, то за тебя, их никто не подымет!" - работа - это главное для чего создавался отряд.

  3. "Никогда не считай, сколько человек поднял ты или отряд - нам важно общее количество!" - эта заповедь выполняется, конечно, не всегда - каждый помнит количество, место, сохранность и т.д. останков, поднятых им впервые.

Кроме того, на базе поисковых отрядов проводятся следующие мероприятия для участников своих организаций, направленные на развитие патриотизма, нравственности и других морально-волевых качеств личности:

1.     полевые занятия;

2.     воинские искусства;

3.     музейно-мемориальные работы;

4.     различные военно-спортивные игры;

5.     уроки мужества;

6.     студенческие турслеты;

7.     различные тренировки в залах;

8.     экологические акции.

Человек ни разу не принимавший участие в поисковой деятельности не может поистине прочувствовать атмосферу тех лет, когда происходили ожесточенные бои, не может «прикоснуться» к истории.

Из воспоминаний 18-летнего поисковика Романа Лукьянченко: «Какие могут быть ощущения? Первое – это шок. Ты видишь останки человека, который отдал за тебя жизнь, а ведь он тоже ходил по земле, любил кого-то. Затем скорбь – в памяти всплывают картины войны, почерпнутые из книжек и фильмов».

Таким образом, поисковое движение – это педагогический феномен и серьезнейшая молодежная политика, так как оно воспитывает уважение и благодарность к павшим бойцам, учит пониманию подвигов, совершенных нашими дедами и прадедами, наполняет сердца подростков верой в правое дело. Это наиболее яркая и доходчивая форма передачи молодежи боевых традиций старших поколений. Поиск формирует общечеловеческие нормы гуманистической морали, способствует объективной самооценке и саморегуляции поведения, позволяет каждому подростку реализовать себя как личность.