den otkrytyh dverey042024

 

 Платонова О.М.,

преподаватель социально-гуманитарных и юридических дисциплин

ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»

Проблемы реализации историко-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях СПО

Как известно, работа по формированию духовно-нравственных ценностей и патриотизма у студентов СПО протекает в нескольких направлениях: это, во-первых, изучение русской народной культуры (деятельность танцевальных и фольклорных студий), во-вторых,  изучение истории нашей Родины (уроки истории и тематические классные часы), в-третьих, изучение краеведческого материала (музейная деятельность, использование историко-краеведческого компонента в уроке).

Только подобные направления – эта та форма организации занятий, которая не является обязательной для всех учащихся. В неё включаются ученики, которые проявляют повышенный интерес к проблеме, а это может быть лишь незначительный процент от общего количества учащихся.

Таким образом, не смотря на достаточное разнообразие методов, все же основным способом включения регионального компонента в содержание образовательного процесса является равномерное включение культурно-исторического и краеведческого материала в основное содержание образования. Имеется в виду не только дисциплины, которые напрямую предполагаютреализацию историко-краеведческого компонента (история, биология, география), но и включение подобного материала во все другие дисциплины. Тем более что Стандарты не регламентируют в чистом виде содержание образования, а включают требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ.

Наверное, доказывать значимость и необходимость использованияисторико-краеведческого компонента внутри образовательного процесса  не стоит, это и так уже понятно. Стоит только заметить, что интерес у детей  всегда преобладает к тому, что ближе, доступнее и это основа интереса ко всему остальному, - он помогает составить общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы.

Краеведение – это своеобразный метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявления особенного в общем.

Краеведческая деятельность позволяет структурировать социально-нравственный опыт, как отдельных индивидов, так и общества в целом. Становление элементом исторического опыта человечества через распредмечивание другими людьми и выдвижение новых проблем, определяет социальную значимость краеведения. В результате происходит формирование системы ценностных ориентиров, содержащей такие категории как самореализация, самопознание, свобода, интерес,  взаимопонимание, сотрудничество, поддержка, а также те образования, в основе которых лежат нормы отношений к другому человеку с нравственным содержанием.

Но, тем не менее, зная особенности, значимость и важность применения историко-краеведческого компонента в образовательном процессе далеко не все педагоги используют подобный  материал внутри урока. Поэтому проблема реализации краеведческого подхода и краеведческого принципа в учебно-воспитательной и учебно-образовательной деятельности на данный момент стоит достаточно остро.

Рассмотрев различные точки зрения по данному вопросу, проанализировав практику применения подобного материала на уроке, а также пообщавшись с коллегами на заданную тему, было выявлено несколько специфичных проблем  реализации историко-краеведческого компонента в образовательном процессе.

1.                Отсутствие четко выработанной системы реализации историко-краеведческого компонента в образовательном процессе СПО

Вероятно, первопричиной тому может являться отсутствие в работах методических наук чёткого определения понятию «краеведческий компонент».Известно что, краеведческий принцип есть составляющая общедидактических принципов обучения, и заключаться он будет в реализации краеведческих знаний в рамках какого-то определённого учебного предмета, т.к. история, география, литература и т.п.. Получается что для предметов другой направленности данный принцип является закрытым.

2.                Отсутствие собственных знаний у преподавателя о родном крае и месте проживания.

Данная проблема, как правило, возникает тогда, когда учитель сам не заинтересован в получении подобных знаний или эти знания ему чужды по каким-то убеждениям.

3.                Отсутствие времени на уроке для историко-краеведческого момента.

Большой объем материала изучаемого на уроке, безусловно, может стать препятствие для реализации историко-краеведческого компонента, но никто и не утверждает, что краеведческий компонент должен присутствовать на каждом уроке. Подобный материал должен логично, гармонично и уместно быть вписан в процесс изучения тем, быть помощником в освоении  материала, но никак не препятствием тому.

4.                Уже сформированное мировоззрение студентов. У студента, которому чужды краеведческие знания, подобная деятельность учителя может вызвать агрессию и стать камнем преткновения для усвоения основных понятий дисциплины.

Таким образом, реализации историко-краеведческого компонента в образовательном процессе в условиях СПО встречает на своем путь достаточно много серьезных проблем, которые при ближайшем их рассмотрении, безусловно, можно преодолеть, главное помнить о пользе и значимости данного компонента не только для будущего специалиста, но в первую очередь для его личности.