Ю.И. Павлова,

методист

ГБОУ СПО«Михайловский профессионально-

педагогическийколледж»

ЭКСКУРСИОННАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ГБОУ СПО «МИХАЙЛОВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ

К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА

Патриотизм – одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, олицетворяющих любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность с целью обогащения ее знаниями о Родине, воспитание патриотических чувств.

Важнейшей составной частью патриотического воспитания в ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» является обращение к культуре донского казачества. В 2011 г. в колледже создана программа «Возрождение казачьей культуры», реализуемая в системе патриотически-ориентированных мероприятий, среди которых особое место занимает экскурсионная деятельность.

Экскурсия – форма музейной работы, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа по заранее определенной теме и специальному маршруту под руководством экскурсовода [1, 472 с.].

Экскурсии рассматривают как особый вид коммуникации, характерной особенностью которого является сочетание показа предметов с рассказом о них. Зрительные впечатления формируются за счет возможности осмотреть предмет с разных точек зрения, с различных расстояний. Рассказ экскурсовода включает увиденные предметы в более широкий информационный контекст, передаваемый вербально.

В комнате казачьего быта ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» мы проводим экскурсии, ориентированные на нравственное, патриотическое воспитание студентов, стараемся приобщать наших посетителей к богатой нравственной культуре казачества. Объединив в себе культуры различных народов, она выработала существенные качественные основы духовности и нравственности личности. Педагогический потенциал культуры казачества заключается в личностной направленности воспитания, приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма и гражданственности, ориентации на семейные ценности.

Основой воспитания казачества является общинность, через которую детьми усваивался норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду как фактору жизнеустроительства казака, коллективизм жизни и общность целей. Не меньшее значение играет и конфессиональность (православность) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение. Моногамность воспитания позволяла формировать осознание мужской и женской роли, приобретался житейский и профессиональный (для юношей) опыт; семья как фактор незыблемости основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни. Особый интерес вызывает культуросообразность форм казачьей самобытности, как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений; аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющая на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия, служения на благо Отечества и своего народа [4].

На наш взгляд, экскурсионная деятельность в процессе приобщения студентов к культуре казачества способна выступать эффективной формой патриотического воспитания. Мы можем это продемонстрировать на примере экскурсии по комнате казачьего быта. Представляем вашему вниманию сокращенный вариант виртуальной экскурсии.

I.Вступление.

- Здоровы были! Так начиналось приветствие казаков при встрече. А как продолжается это приветствие, знаете? Что вы мне должны ответить? (Слава Богу!)

- Именно, Слава Богу! Молодцы, коль знаете, как здоровается казак!

II. Основная часть.

Вопрос о том, кем является казачество, до сих пор остается спорным. Особая ветвь славянского народа? Или особое военно-служилое сословие?

Сейчас принято считать, что Казаки – это народность, образовавшаяся как результат генетических связей между туранским племенем скифского народа Кос-Сака и приазовских славян Меото-Кайсаров. У древних греков это название писалось как Коссахи. Что по-скифски означало Белые сахи или олени (тотемный знак племени саков). Поэтому неслучайно олень, раненный стрелой, изображен на гербе казачества.

Гербов немало есть на свете...

Но ты, наш раненый олень,

Напомнил, что твои мы дети,

Пронзен стрелой наш прошлый день.

Да, нам досталась доля злая:

Стрела в нас накрепко вошла,

Но даже мучаясь, страдая,

В свои мы верили дела.

Олень войдет в родное поле,

Живой отведая травы,

И станет сильным на приволье -

Хулы превыше и молвы.

Прекрасна донская земля, о красотеее казаки веками слагают песни. Здесь смешивается запах ковыльной степи и леса. С высоких холмов открывается восхитительный вид на пойму Дона, Хопра и Медведицы.

Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону,  Тереке, Урале были устроены на земле, которая никому не принадлежала. Ко времени образования казачьих поселений XV — XVI веков эта местность от Волги до Днестра носила назва­ние «Дикого поля». Казаки, владея занятой ими землей, справедливо считали, что она за­воевана казачьей кровью и закреплена казачьими моги­лам [2].

Жадные к добыче, свирепые в набегах на неприятельские земли, казаки были привязаны друг к другу как братья. Религию чтили «свято».

Создавая комнату казачьего быта, мы долго и серьезно изучали традиции и быт казаков, в которых отражался и сочетался сильный характер вольного и красивого душой человека, искреннего почитателя христианской веры, умелого и гостеприимного хозяина, храброго и верного воина своего Отечества.

Говоря о казачестве вообще, как вы уже поняли, мы будем ориентироваться на  Донских казаков, поскольку территориально мы относимся к Усть-Медведицкому округу Всевеликого войска Донского. Донцы сыграли большую роль в истории России, оставив в наследство самобытную, яркую культуру.

Казаком мог стать только православный христианин. В ходу была пословица «Казак без веры – не казак!». С этим связано убранство куреня. В красном углу (переднем углу 1-й комнаты (левом напротив входа)) располагалась божница (несколько икон в богатых окладах).

Украшением спальни в казачьем курене служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты царей, казачьих атаманов. Кровать покрывалась байковым или лоскутным одеялом. Над кроватью ковер, обычно с изображением оленей. А кто догадался,  почему на постели именно три подушки?(триединство – символ христианской веры)

Рядом с кроватью – люлька (подвесная колыбель). Сидя на кровати, ее удобно было качать, можно было при этом и заниматься другими делами, а дел было уйма, только успевай.  В долгие зимние вечера хозяйка пряла пряжу. Обратите внимание на одну из старейших приспособлений – это прялка-донце. Символы на ней имели обереговое значение (это отголоски языческой веры, характерные для русской национальной культуры).

В правом углу спальни должен стоять сундук. В нем хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. Сундук – символ достатка: чем он больше и нарядней, тем семья богаче, а у иных и по нескольку сундуков в курене водилось.

Украшения могли хранить в шкатулках, но это – шкатулка другого рода. Как вы думаете, для чего она?Эта шкатулка с замком, а еще  с секретом (двойным дном). Скорее всего, она была предназначена для ценных бумаг. 

Уют в хате создавался руками казачек. Обратите внимание на нашу коллекцию рубелей – при помощи таких приспособлений хозяюшки стирали и гладили белье.

А вот мужчины были в первую очередь воинами. Представляете, казак должен был отслужить 20 лет государственной службы! Кроме того, он должен был держать хозяйство. Ученые подсчитали, что каждый казак владел примерно двумястами умениями, которые и профессиями-то не считались. Например, седлать и запрягать лошадь, грузить сеном воз и многое другое.Каждая станица была местом жительства мастеров. Больше всего было гончаров и корзинщиков. Плели из  лозы и соломки. Корзины отличались по размерам и форме.

Во всех казачьих землях были пасечники, водившие пчел и едва ли не залившие медом половину России.

Садовники и бахчевники – слава о них гремела на парижских выставках и русских ярмарках. Знакома вам такая посуда? Это кубышка, изготовлена из особого сорта тыквы.

Самыми уважаемыми людьми были коневоды, улучшавшие местные породы лашадей. Также казаки владели искусством вольтижировки (Вольтижировка (от франц. voltiger — порхать) — вид конного спорта, суть которого заключается в выполнении гимнастических и акробатических упражнений (в одиночку, парой и группой) на лошади, движущейся по кругу шагом или галопом.).

Процветало на Дону рыболовство.

Гончарное производство, вначале считалось у казаков трудом не по званию. Впоследствии узнали ее выгоду и пользу. Каждый гончар мог делать в день до ста сорока горшков. Лучшие залежи глины находились в юрте станицы Сиротинской Иловлинского района нашей области. Сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки (низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка"), макитры (большие широкие горшки), кувшины (вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой) и т.д.

С давних времен казачки занимались  рукоделием. Кружевные подзоры, рушники, скатерти, лоскутные одеяла, тканые дорожки – всё это придавало дому неповторимое своеобразие. На праздники казачий курень украшали дополнительно нарядными рушниками. В нашей комнате мы украсили рушниками выставку работ наших студентов-рукодельниц.

III. Заключение.Жизнь казаков изменяется вместе с тем, как меняется жизнь вокруг нас. Сейчас редко встретишь казака на коне, женщины-казачки ходят на работу, почти не осталось семей, где растут 7-8 детей. Однако, казак – это состояние души, а значит, жить будет лихое казацкое племя, покуда живут традиции и складывавшиеся веками моральные устои. 

В многоликой истории Российского государства портрет казачества как одной из социальных групп всегда вызывал интерес. На какие особенности казачьего нрава вы обратили внимание? Давайте попытаемся создать нравственный портрет казачества, проанализировав нравственные ценности и  моральные качества. В этом нам помогут казачьи пословицы. (Зачитываю пословицы – анализируем их и определяем, о каких качествах и ценностях они свидетельствуют. На экране создается схема).

- Что из того, что вы сегодня узнали вас удивило? Какие особенности казачьей культуры особенно запомнились?

- Какие из приведенных моральных качеств вы цените в людях?

- Какие черты было бы полезно перенять поколению современной молодежи?

- Почему, на ваш взгляд, важна преемственность поколений?

- Какое определение казачества дали бы вы?Вы сегодня немного узнали о том, как жили - не тужили в нашем казачьем крае. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Казачья старина вся пронизана добром, любовью к тому месту, где ты родился и вырос, уважением к старшим. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Литература

1.                Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

2.                История. Обычаи. Заповеди. (Историческая справка)// Роман-газета «Слава тебе,Господи,что мы – казаки». Москва: 9 – 10.(1207. 1208)1993г.–80 с.

3.                "Казачья Вольница", Выпуск № 41, 11 октября 2001 г. http://russiancossacks.getbb.ru/viewtopic.php?f=102&t=2763

4.                http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3ad68a4c43a88421316c36_0.html

5.                http://www.scarb.ru/Poslovicy.htm