О. В. Отрощенко,
учитель географии
МБОУ СОШ № 4 г. Михайловки
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма.
Н.Г.Чернышевский
Патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга
В настоящее время работа по патриотическому воспитанию школьников просто необходима. Патриотическое воспитание является одной из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу российскому обществу. В последние десятилетия наблюдается тенденция разрушения того фундамента, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушения ориентиров, на которые нацеливалась молодежь. Зарубежные боевики и азиатские наркотики – вот на чем подрастает нынешнее поколение молодежи. Многие не знают истинное значение слова «патриот», а слово «нравственность» все чаще произносится с иронией. И как следствие – растет наркомания, пьянство и детская преступность. Каждый третий молодой человек, достигший 18 лет, не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, для них это уже не модно. Также в разы усилились националистические настроения.
У современной молодежи все чаще проявляются негативное отношение к пожилым людям, демонстративное безответственное отношение к взрослым. Много молодых людей оказалось сегодня на улице, где они приобретают жесткий опыт уличного воспитания. За последние десять лет практически потеряно значительная часть поколения, представители которого в будущем могли бы стать достойными гражданами и истинными патриотами Российской Федерации.
В настоящее время воспитание патриотических чувств обязывает развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историческому и культурному наследию. Воспитательная работа и в частности патриотическое воспитание ложится на плечи школы. Течет время, изменяются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа, потому что именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени. Поэтому последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.
Патриотическое воспитание в школе включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа; осознание долга перед Родиной, проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям, ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Работа классного руководителя включает в себя следующие компоненты:
- культурно-патриотический;
- гражданско-патриотический;
- героико-патриотический;
- спортивно-патриотический;
- военно-патриотический.
Культурно-патриотическое воспитание включает в себя: экскурсии по родному краю; туристические поездки по историческим местам; посещение спектаклей, выставок, музеев; выпуск стенгазеты; встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками, проведение тематических классных часов.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает: изучение конституции РФ, встречи с работниками правоохранительных органов, беседы, диспуты.
Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа. Работа в данном направлении может включать в себя следующее: оказание помощи ветеранам войны и труда, проведение уроков мужества с приглашением ветеранов и их родственников, проведение памятных дней: «День Победы», «День вывода войск из Афганистана», «День защитников Отечества», конкурсов стихов, песен; туристских походов, участие в различных викторинах, олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, уход за памятником.
Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества. Учащиеся могут принять участие в походах по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России, о подвигах русского народа, участие в акциях: «Солдатские письма», «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу».
Спортивно-патриотическое направление включает в себя проведение школьных соревнований :«А ну-ка, парни!», «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья!», военно-спортивная игра «Зарница», проведение смотра строя и песни.
Таким образом, значимость патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Аклассный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным трудом по их воспитанию вносит свой важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.