den otkrytyh dverey042024

О. В. Отрощенко,

учитель географии

 МБОУ СОШ № 4 г. Михайловки

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                       Историческое значение каждого русского человека

                                       измеряется его заслугами Родине, его человеческое

                      достоинство – силой его патриотизма.

                                                                                                         Н.Г.Чернышевский

Патриотическое воспитание - это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга

В настоящее время работа по патриотическому воспитанию школьников просто необходима. Патриотическое воспитание является одной из актуальнейших проблем государственной политики, потому что Россия остро нуждается в людях, которые честно, с полной отдачей будут выполнять профессиональные задачи, принося пользу российскому обществу. В последние десятилетия  наблюдается  тенденция  разрушения того фундамента, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушения ориентиров, на которые нацеливалась молодежь. Зарубежные  боевики и азиатские наркотики – вот на чем подрастает нынешнее поколение молодежи. Многие не знают  истинное значение слова «патриот», а слово «нравственность» все чаще произносится с иронией. И как следствие – растет наркомания, пьянство и детская преступность. Каждый третий молодой человек, достигший 18 лет,  не годен к службе по состоянию здоровья, а большинство подростков просто не хотят служить в армии, для них это  уже не модно. Также в разы усилились националистические настроения.

У современной молодежи  все чаще проявляются негативное отношение к пожилым людям, демонстративное безответственное отношение к взрослым. Много молодых людей оказалось сегодня на улице, где они приобретают жесткий опыт уличного воспитания. За последние десять лет практически потеряно значительная часть поколения, представители которого в будущем могли бы стать достойными гражданами и истинными патриотами Российской Федерации.

В настоящее время  воспитание патриотических чувств обязывает развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историческому и культурному наследию. Воспитательная  работа  и в частности  патриотическое воспитание ложится на  плечи  школы. Течет время,  изменяются цели, содержание, методы воспитания патриотизма, но  решением задач воспитания наряду с семьей, средствами массовой информации, общественными объединениями призвана заниматься и школа, потому что именно в школе ребёнок проводит наибольшее количество времени. Поэтому последовательная воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций учащейся молодежи, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством.

Патриотическое воспитание в школе  включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос, уважительное отношение к языку своего народа; осознание долга перед Родиной,   проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине,    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны, гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ, уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям,    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

 Работа классного руководителя  включает в себя следующие компоненты:

 - культурно-патриотический;

 - гражданско-патриотический;

 - героико-патриотический;

 - спортивно-патриотический;

 - военно-патриотический.

 Культурно-патриотическое воспитание включает в себя: экскурсии по родному краю; туристические  поездки  по историческим местам; посещение спектаклей, выставок, музеев; выпуск стенгазеты; встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками, проведение тематических классных  часов.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает: изучение конституции РФ, встречи с работниками правоохранительных органов, беседы, диспуты.

 Героико-патриотическое воспитание – это воспитание любви к своей Родине, уважение ее Вооруженных Сил, защитников Отечества на основе героического прошлого своего народа.  Работа в данном направлении может включать в себя следующее: оказание  помощи ветеранам войны и труда, проведение уроков мужества с приглашением ветеранов и их родственников,  проведение памятных дней: «День Победы», «День вывода войск из Афганистана», «День защитников Отечества», конкурсов стихов, песен; туристских походов, участие в различных викторинах, олимпиадах, конкурсах, научно-практических  конференциях, уход за памятником.

Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.  Учащиеся могут принять участие в  походах по местам боевой славы, проводятся беседы, лекции по истории Вооруженных сил России,  о подвигах русского народа, участие в акциях: «Солдатские письма», «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу».

Спортивно-патриотическое направление включает в себя проведение школьных соревнований :«А ну-ка, парни!», «Веселые старты», «Папа, мама и я – спортивная семья!»,  военно-спортивная игра «Зарница», проведение смотра строя и песни.

Таким образом, значимость патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.  Аклассный руководитель является тем колёсиком и винтиком в сложном механизме воспитания личности детей, который своим кропотливым и постоянным  трудом по их воспитанию вносит свой важный вклад в мировоззрение учащихся своего класса.