Т.Е. Осипова,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Воспитание патриота своей Родины во все времена являлось приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания детей и подростков в государственных учреждениях. В своем выступлении мы предприняли попытку рассмотреть исторические корни патриотизма и гражданственности русского народа.

Что же мы понимаем под патриотизмом и гражданственностью?

Слово  «патриот»  происходит  от  латинского  «patriа»  –  родина.  Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос,  гордость  за  исторические  свершения  народа.  Патриотизм  российского гражданина  по  природе  своей  интернационален,  так  как  Россия  исторически формировалась как многонациональное, многоконфессиональное государство.

Гражданственность – это чувство непрерывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути исторического прогресса.

Представления о родине, гражданственности и  патриотизме формировались исторически.

Неизвестный автор XII в. в «Слове о полку Игореве» описал  величественный образ Руси и мужественный характер русичей:

«Начнем  же, братья,  повесть  эту от  старого  Владимира  до  нынешнего Игоря,  который  скрепил  ум  волею  своею  и  поострил  сердце  свое  мужеством, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую  за  землю  Русскую. <…>  И  сказал  Игорь  дружине  своей:  «Братья  и  дружина! Лучше убитым быть, чем плененным быть; так сядем, братья, на борзых коней да посмотрим на синий Дон… С вами, Русичи, хочу либо голову сложить, либо шлемом испить из Дона» <…>[1]

Судьбоносной  можно  считать  Куликовскую  битву  1380  г.,  сыгравшую важную  роль  в  освобождении Руси от монголо-татарского  ига.  В 1908 г.  в стихотворении «На поле Куликовом» Александр Блок писал:      Я слушаю рокоты сечи        И трубные крики татар,      Я вижу над Русью далече       Широкий и тихий пожар       <…>       О, Русь моя! Жена моя! До боли       Наш ясен долгий путь!       Наш путь – стрелой татарской древней воли       Пронзил нам грудь…[2]       Главным препятствием для формирования общерусского патриотического сознания служило отсутствие политического единства. Условия для формирования общерусского патриотического  сознания возникли лишь с образованием единого Российского государства в конце XV в.

Создание единого законодательства (Судебники 1497 и 1550 гг.), унификация денежной системы, реформы центрального и местного управления, созыв в середине XVI столетия земских  соборов  – все это способствовало не только развитию российской государственности, но и выработке общенационального  самосознания. В русском языке появилось новое    понятие   и   слово  «измена»   –  антипод патриотизма.

Бурные события начала XVII в., получившие название Смутного времени, открыли  новый  период  в  истории  России.  «Никогда  Россия  не  была  в  столь бедственном  положении,  как  в  начале  семнадцатого  столетия:  внешние  враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а  более  всего  совершенное  безначалие  –  все  угрожало  неизбежной  гибелью земле русской»[3].

Вот  тогда,  собирая  ополчение  для  освобождения  Москвы  от  поляков, обратился к  своим землякам –  нижегородцам, назвав их  гражданами, земский староста Козьма Минин.

В тот период  и родилось понятие патриотизма –  в смысле, который вкладывается в него сейчас. Очевидно, можно добавить, что в это  же время родилось и понятие  гражданственности  в  том  смысле,  который вкладывается в него сейчас.

Идеи сплоченности народа в интересах достижения государственных целей основывались на историческом опыте России –  страны полиэтнической, многонациональной,  что  нашло  отражение в сознании отечественных мыслителей, в творческом  развитии  идеологии  православия, нравственными постулатами которого были любовь к ближнему, благотворительность.

Вопросы  развития  идей  патриотизма  и  гражданственности  в  России  в историческом аспекте весьма интересны и актуальны.

Понятия «патриотизм» и «гражданственность» из века в век расширялись и крепли, осознаваемые россиянами не только как чувство любви к родине, но и что-то большее: желание  гордиться своей страной, сделать полезные дела для нее, быть ответственным за нее, сплотиться в интересах достижения государственных  целей. С годами менялось  и  содержание  патриотического  и гражданского воспитания.

Отечественная война  1812 г. и заграничные походы  оптимизировали указанный процесс. Так, мощным импульсом для молодых дворян – офицеров-декабристов служила глубокая любовь к России, великая сила патриотизма. В 1812 г. было создано и  плодотворно работало  Первое женское патриотическое общество, которое просуществовало до 1826 г. и занималось благотворительностью,   проявляя   заботу  о   детях-сиротах, семьях солдат и семьях погибших в войне. Женщины работали в госпиталях, собирали средства для нужд армии. Это было проявлением  подлинного  патриотизма  и гражданской позиции.

Цели  и задачи гражданского воспитания  нашли  отражение  в  трудах  А.Н.  Радищева,  В.Г.  Белинского,  Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского.

Н.А. Некрасов в стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) писал:      Поэтом можешь ты не быть,      Но гражданином быть обязан.      А что такое гражданин?       Отечества достойный сын.      <…>     Ах! будет с нас купцов, кадетов, мещан, чиновников, дворян,      Довольно даже нам поэтов,      Но нужно, нужно нам граждан!      Он, как свои, на теле носит      Все язвы родины своей.      <…>      И жалок гражданин безгласный![4]

К. Симонов – поэт и писатель Великой Отечественной войны – продолжил традиции  патриотизма  и  гражданственности  в  своем  творчестве.  Любой  его роман или стихотворение – это проявление патриотизма и гражданственности, пример и призыв к каждому быть патриотом и гражданином.

В  чем  же  сущность и содержание  гражданского и патриотического воспитания?

Президент  РФ  В.В.  Путин  подверг  критике  выходящие  в  свет  учебные пособия  по  истории:  «Далеко  не  все  издательства  подходят  ответственно  к изданию таких пособий. Их задача не просто полиграфическая, а просветительская. Образовательные стандарты должны эту работу обеспечить, и эту проблему можно обсудить вместе с представителями издательств»[5].

После многочисленных и нелегких согласований Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 была принята государственная программа «Патриотическое  воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 гг.». Принятие указанной  программы  явилось знаковым событием. При этом было положено начало для оценки роли гражданственности и патриотизма и их места в обеспечении национальной безопасности  России, открылись новые перспективы и возможности в организации и содержании гражданского и патриотического воспитания в новых исторических условиях.

Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» является продолжением государственных программ  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций.

В стране в основном создана система патриотического воспитания граждан.

В большинстве субъектов Российской Федерации образованы и работают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания.

Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев.

Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельности органов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан.

Организованы подготовка и переподготовка организаторов и специалистов патриотического воспитания.

В результате проведенной работы уровень патриотического сознания граждан Российской Федерации повышается.

Однако, для дальнейшего развития системы патриотического воспитания необходимы совершенствование законодательства Российской Федерации в этой области, модернизация материально-технической базы патриотического воспитания, повышение уровня его организационно-методического обеспечения, повышение уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания, развитие системы патриотического воспитания в трудовых коллективах, более активное и широкое привлечение к этой работе средств массовой информации, культуры и более широкое использование возможностей сети Интернет для решения задач патриотического воспитания.

Однако не стоит  почивать  на  лаврах. Весьма откровенно и цинично сформулировал  задачи  по  уничтожению  нашей  страны  еще  Аллен  Даллес, бывший  директор  ЦРУ  в  1953– 1956 гг., идеолог «холодной войны». В своей книге «Размышления о реализации   американской   послевоенной   доктрины против  СССР»,  изданной  в  1945  г.,  он  писал:  «Человеческий  мозг,  сознание людей  способны  к  изменению.  Посеяв  там  хаос,  мы  незаметно  подменим  их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет   разыгрываться   грандиозная   по   своему масштабу   трагедия гибели   самого   непокорного   на   земле   народа,   окончательное   необратимое угасание  его  самосознания.  В  управлении  государством  мы  создадим  хаос  и неразбериху.  Мы  будем  незаметно,  но  активно  и  постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности, предательству, национализму и вражде народов, прежде всего вражде и ненависти к русскому народу. Все это мы будем ловко и незаметно культивировать. Все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в  посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Мы будем вырывать духовные корни. Опошлять и уничтожать основы народной  нравственности. Мы будем расшатывать, таким образом,  поколение за  поколением. Мы  будем  драться  за  людей  с  детских, юношеских  лет.  Главную ставку всегда будем делать на молодежь. Станем разлагать,  развращать,  растлевать ее.  Мы сделаем из них  циников,  пошляков, космополитов. Вот так мы это сделаем»[6].

Многие государства  хотели бы и сейчас ослабить Россию,  как на внутренних  позициях,  так  и  в  международных  вопросах.  Так  считают  52% опрошенных россиян; 47% полагают, что эти государства хотят избавиться от потенциально сильного военного противника, соперника в мировой политике[7].

Россия  сегодня  переживает  сложный  исторический  период.  Изменился общественно-политический строй,  произошло  резкое  падение  производства  и расслоение населения. Кризис семьи, кризис демографического состояния общества, падение нравственности –  все  это, вместе  взятое, отразилось  на молодежи:  она  не  уверена  в  своем  будущем,  не  может найти работу, иметь достойную зарплату. Отсюда депрессия, наркотики, алкоголь, девиантное поведение, аполитичность. Низка активность молодежи в социальной и политической жизни страны.

Исторический опыт  показывает, что патриотизм и гражданственность способны  творить  чудеса,  приобретают  огромную  идейную  и  материальную силу (победа  в  Отечественной  войне  1812  г.  и  Великой  Отечественной  войне 1941–1945  гг.,  возведение  Днепрогэса  и  БАМа,  восстановление  народного хозяйства после войны, ратные и трудовые подвиги россиян…).

Президент России В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 26  апреля 2007 г. подчеркнул: «…решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные  народом  России  за  более  чем  тысячелетнюю  свою  истории. Только  в  этом  случае  мы  сможем  правильно  определить  ориентиры  развития страны. И только в этом случае нас ждет успех»[8].



[1] Цит. по: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. С. 196-199.

[2] Блок А. Стихотворения. Поэмы. Театр. М., 1968. С. 497, 500.

[3] Загоскин М. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. М., 1961. С. 7.

[4] Некрасов Н.  Стихотворения. Поэмы. М., 1971. С. 140–141.

[5] Цит. по: Мельников И. Учебники по истории должны продолжить советскую традицию // Советская Россия. 2007. 23 июня.

[6] Цит. по: Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика: Философия. История. Теория. М., 2001. С. 681–682.

[7] См.: Социс. 2006. № 1. С. 3–20.

[8] Известия. 2007. 27 апр.