О.С. Новокщенова,

педагог-психолог

МБОУ «Начальная школа - детский сад

 «Аленький цветочек»,  г. Михайловка

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Исторически  сложилось  так, что  любовь  к  Родине, патриотизм  в  российском  государстве  были  чертой  национального  характера. К  сожалению, в  силу  сложных, противоречивых   событий  очень  заметной  стала  утрата  нашим обществом  традиционного  российского  патриотического  сознания.  Недооценка  патриотизма  приводит  к  ослаблению  социально-экономических, культурных  основ  развития  государства и, в конечном счёте, к его гибели. Возникла  реальная  необходимость  вернуться  к  лучшим  традициям  нашего народа, к  его вековым  корням, к  таким  вечным  понятиям, как  род, родство, Родина.

Встаёт  закономерный  вопрос,  с  какого  же  возраста  следует  начинать   формировать  патриотических  чувств. Чувство  патриотизма  нужно  прививать  детям с дошкольного  возраста. Так как  для дошкольного  периода  характерны  наибольшая  обучаемость  и  податливость  педагогическим  влияниям, сила  и  глубина  впечатлений. Поэтому  всё, что  усвоено  в  этот  период, знания, навыки, привычки, способы  поведения,  складывающиеся  черты  характера – оказываются  особенно  прочными  и  являются  в  полном  смысле  фундаментом  дальнейшего  развития  личности.

Патриотизм  выступает  как  важное  личностное  качество.  Невозможно  воспитать  полноценную  личность без  чувства  собственного  достоинства, уверенности  в  себе, без  уважения  к  истории  и  культуре  своего  Отечества. Ярким  примером, данной  позиции  может  выступать  мнение  К.Д.  Ушинского, который  писал: «Как  нет  человека  без  самолюбия, так  нет  человека  без  любви  к  Отечеству, и  эта  любовь  даёт  верный  ключ  к  сердцу  человека  и  мощную  опору  для  борьбы  с  его  дурными  природными, личными, и  родовыми  наклонностями». 

Нравственно-патриотическое  воспитание  детей  дошкольного  возраста – процесс  сложный, длительный  и  многогранный. Из  опыта  работы  по  данной  проблеме  можно  сказать, что разнообразные  занятия  с  детьми  по  патриотическому  воспитанию  не  приносят  желаемого  результата.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у дошкольников отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека, наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

Таким  образом, напрашивается  вывод: задачи  патриотического  воспитания должны  быть  ориентированы  на  семью. Семья  - это  источник, играющий  в  воспитании  основную, долговременную  и  важную  роль. В  ней  ребёнок  получает  уроки  нравственности, закладываются  жизненные  позиции.

Следует  отметить, что в  настоящее  время семья  переживает  не  лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб  насущный, родители всё меньше  внимания  уделяют  детям  и  их  воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных  семей. Часто  в  семьях  вопросы  воспитания  патриотизма, гражданственности  не  считаются  важными  и, вызывают  недоумение.

Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие…Кто  из  родителей  и  педагогов  не  хотел  бы  воспитать  у  детей  эти  прекрасные  качества? Эти  качества не  являются  врождёнными, не  возникнут  сами  по  себе, а  сформируются  в  процессе  воспитания. Источником  зарождения  данных  качеств  в  первую  очередь  являются  взрослые – педагоги, родители. Родители  не  всегда  обладают  должным  уровнем  педагогических  знаний, а  некоторые  осознают, что  вообще  не  владеют  зданиями  по  формированию  патриотических  чувств  детей  в  семье. Хотелось  бы, чтобы  родители  и  педагоги  стали  единомышленниками.

Оказать помощь современной семье в правильной организации воспитания ребёнка – задача педагогов-профессионалов, воспитателей, психологов. Чем квалифицированнее будет помощь семье со стороны детского сада, тем теснее будет это содружество, эффективнее результат.

Наиболее значимым направлением в моей деятельности по  патриотическому воспитанию является сотрудничество с семьёй воспитанников.Возможны разнообразные формы взаимодействия с родителями, но наиболее эффективной  является  клубная  работа. В  нашем  образовательном  учреждении  создан  детско-родительский  клуб  «Дружная  семья», который  решает  следующие  задачи:

1.                Актуализировать чувство сопричастности ребёнка с семьёй, родом, родственниками.

2.                Дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье.

3.                Инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.

4. Развивать  у  родителей  и  детей  творческое  восприятие  семейных  ценностей.

 Заседания  клуба  посвящены  знакомству  с  семьями  детей, семейными  традициями  и  обычаями.   Встречи  проходят ежемесячно, в удобное время. Темы заранее обговариваются, что дает возможность родителям осознать  и подготовить практические варианты обсуждаемой  темы. Достоинством   клубной  работы является органичное сочетание теоретической части, целью которой является предоставление адаптированной практически ориентированной информации, и практической части, которая направлена на формирование практических умений и педагогического взаимодействия с детьми  в  процессе  патриотического  воспитания.

Работа  клуба  «Дружная  семья»  включает  в  себя несколько   этапов, которые  наполнены конкретным содержанием:

Информационно-аналитический  этап  позволил   изучить  отношение  родителей  детей  старшего  дошкольного  возраста  к  проблеме  патриотического  воспитания, выявил  их  положительный  опыт, типичные  трудности  и  недостатки. На  этом  этапе я  использовала  опросные  методы. Результаты  анкетирования  показали что, не  все родители в полной мере осознают актуальность обсуждаемой проблемы, и испытывают  затруднения  в  формировании  чувства  патриотизма  дома. Ответы  родителей  помогли  определить  и  сформулировать  темы  последующих  заседаний  клуба.

Практический  этап  предусматривал  актуализацию  полученных  знаний  родителями, способствовал  включению  родителей  и детей  в  общее  дело. Работа  с  семьями  на  этом  этапе  началась с  акции  «Моя  семья». В  ходе  данного  мероприятия  дети  нарисовали  рисунки  на  тему  «Моя  семья», родители  создали  видеоролик    «Наши  семьи  такие  разные». Акция  завершилась  интересной  встречей  «Моя  любимая  семья», на  которой  были  организованы  выставка  детских  работ  и  показан  видеосюжет. Так  же  на  этом  этапе  каждая  семья  придумала  и  изобразила  свой  герб.   Родители  совместно  с  детьми составили  генеалогическое  древо  своей  семьи, каждое  из  которых  было  представлено  на  конкурс «Моя  родословная». Совместная  детско-родительская  встреча «Моя семья – моя радость»  позволила  собрать  интересный  материал и  оформить  папку «Выходной  день  в  семье». В  процессе  подготовки  к  встрече  «Красна  изба  пирогами, а  семья – традициями» собрали  интересный  материал  о традициях  и  обычаях  каждой  семьи, составили  меню  семейных  обедов  по  выходным и  многое  другое. Прикосновение  к  истории  своей  семьи  вызвало  у  детей  сильные  эмоции, заставило  внимательно  относиться  к  памяти  прошлого, к  своим  историческим  корням.

Контрольно-оценочный  этап  включал обязательный  анализ  эффективности  работы  клуба. На  сегодняшний  день  можно  сказать, что  в нашем учреждении  сложилась  определённая  система  работы педагога-психолога с  родителями  и  детьми  по  патриотическому  воспитанию. Данная тема настолько обширна и многогранна, что работа над ней продолжается и в настоящее время. Однако накопленный научно-практический материал уже позволяет сделать  промежуточные  выводы:

- обогатились педагогические знания родителей, они пересмотрели свой взгляд на патриотическое воспитание;

- повысилась ответственность родителей за патриотическое воспитание детей в семье;

- произошел обмен передовым опытом семейного воспитания между родителями, обеспечивался совместный успех в деле воспитания и обучения детей;

- произошло  сближение  взрослых  и  детей  в  процессе  совместной  деятельности, появились  общие  интересы;

- создалась благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;

- возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ.

В настоящее время в российском обществе идет непростой процесс восстановления отечественных традиций, как в общественной жизни, так и в семейном укладе. Работа  по  нравственно-патриотическому  воспитанию будет  успешней при  условии  активного  взаимодействия  с  родителями. Совместная  работа  с родителями  в  форме  клуба  может  стать  основой  формирования  нравственно-патриотических  чувств  детей  дошкольного  возраста.

Литература

1.                Александрова, Е.Ю., Гордеева, Е.П. Система  патриотического  воспитания  в  ДОУ / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева – Волгоград: Учитель, 2007. - 126с.

2.                Иванов  В. Г. Нравственная  культура  и  моральные  ценности /В. Г. Иванов - СПб.: Питер, 2007.

3.                Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое  воспитание  детей  старшего  дошкольного  возраста / М.Д. Маханёва – М., 2003.- 132с.

4.                Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина - М.: Эксмо, 1999. - 352с.