Л.Г.  Мякишева, 

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №7 г. Михайловки

ОПЫТ ГЕРОИКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ  В ШКОЛЕ  №7 Г. МИХАЙЛОВКИ

Свою статью, посвященную   проблеме героико-патриотического воспитания,  я хотела бы начать   словами великого русского философа  Ивана  Александровича  Ильина: «Истинный патриотизм родится из духовной природы человека. Человек вообще определяет свою жизнь тем, что находит себе любимый предмет. И если этим предметом является духовная жизнь и духовное достояние своего народа – он становится истинным патриотом. Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины потому, что она имеет объективную ценность перед лицом Божиим».

Родина  это не только место на земле, где ты родился, произошёл на свет от отца и матери или где ты привык жить; но, то духовное место, где ты родился духом и откуда ты черпаешь силы для своего жизненного  творчества. И если ты  считаешь своей родиной Россию, то это означает, что ты  по-русски любишь, созерцаешь и думаешь, по-русски поешь и говоришь, веруешь в духовные силы русского народа и принимаешь  его историческую судьбу  как свою.  И ее дух – твой дух; ее  судьба – твоя судьба; ее страдания – твоё горе; ее расцвет – твоя радость. Помышляя о России, мы должны всегда идти не от частей к целому, а от целого к частям, понимая, что государство не только даёт права и выгоды, но требует от всех служения и жертв. Один за всех, все за одного. Только жертвою и служением можно  восстановить Россию!

Патриотизм всегда занимал важное место в жизни русского народа. Объясняется это многими факторами. Но в первую очередь  переходом  от одной общественно-политической системы к другой и соответственно от одной системы ценностей к другой.  Попустительство общества к данной проблеме может иметь крайне негативные последствия. Во многом именно ценность патриотизма определяет  и специфику российского национального характера, его менталитета и политической культуры.

Особенно большое значение проблема патриотизма имеет для современной российской молодёжи. Обусловлено это тем, что её отношение к патриотизму формировалось в условиях радикальных реформ – от государства тоталитарного, существовавшего на протяжении более 70 лет, до попыток либеральных реформаторов в короткие сроки преобразовать российское общество в государство демократическое. Противоречивая ситуация в современном российском обществе, стремительные и отнюдь не всегда позитивные перемены в экономике, политической жизни, повседневной деятельности людей, радикальные изменения геополитического пространства –  вот неполный перечень причин необходимости переосмысления отношения к патриотизму различных социальных групп в российском обществе и особенно изучения места и роли патриотизма в жизни современной молодёжи.

Именно в наше нестабильное время необходимо обратить особое внимание на патриотическое воспитание подрастающего поколения и молодёжи.  А  общество в целом и школа, как наиглавнейший институт государства ,  просто обязаны искать новые неформальные подходы в решении вышеуказанной проблемы.

Любой школьный учитель, прежде чем приступить к решению воспитательной задачи, должен четко понимать заданный термин. Так  что же такое патриотизм? Если толковать понятие „патриотизм” в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине.

Это сложное чувство. Оно  не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с раннего возраста во взаимосвязи с развитием других качеств личности.

Наш народ всегда был  духовно и нравственно богат. Ему всегда было  чем гордиться,  было что любить,  что отстаивать и что защищать,  к чему стремиться.  Потому что одной  из наших базовых ценностей  всегда был патриотизм. В любых  несчастьях и трудностях наш народ спасали вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры.  Это то, что делает нас единым народом, Россией.

На протяжении  двадцатилетней истории  перемен и реформ патриотизм  оказался на задворках нашей воспитательной системы. Мы воспитывали активную, политически грамотную, экономически подкованную , напористую  личность. Многие из тех, кого мы воспитывали, даже не ощущают свою причастность к истории страны, в которой живут. Другие навсегда покинули ее и даже сменили гражданство. Третьи, забыв об уроках истории, порой страшных и невосполнимых, сегодня прославляют тех, кто творил зло и насилие.     Надо признать, что российская система образования резко снизила своё воспитательное воздействие на молодое поколение страны; стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

А ведь был  огромный опыт патриотического воспитания, накопленный в советский период. У октябрят, пионеров и комсомольцев воспитывалась любовь к Отечеству посредством разнообразной кружковой и клубной работы краеведческой направленности, проведения эстафет, экспедиций, походов по местам боевой и трудовой славы, поиска материалов и документов о подвигах героев революции, гражданской и отечественных войн.  И встает вопрос: сегодня, когда мы пытаемся возродить это направление в воспитательной работе, не стоит ли вспомнить направления советской воспитательной системы?

В последние годы ситуация в стране меняется, и всё более важной и ответственной задачей становится гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. В педагогическую практику всё шире входит термин „патриотически-ориентированное образование”.   Наша страна встаёт на ноги, у людей просыпается чувство национальной гордости, самосознания граждан Российской Федерации. И очень важно, чтобы эта работа строилась на нашей традиционной российской культуре, если мы не хотим утратить своего своеобразия  в глобальном мире.

Я работаю учителем истории. Сам по себе мой предмет предполагает большое внимание  формированию патриотического сознания подрастающего поколения.  На каждом уроке необходимо  показывать ребятам  примеры героизма и патриотизма , готовности к самопожертвованию во имя Родины , во имя  идеи и своего народа.

В нашей школе накоплен большой опыт  воспитания патриотизма и во внеурочной деятельности. Многие мероприятия, проводимые в школе, сохранили свои традиции еще из советского периода. Несмотря на трудности  и непопулярность  некоторых тем в недалеком прошлом , в школе  сохранилась традиция проведения Вахт памяти: 1 сентября, 25 сентября, 2 февраля, 9 мая и 25 мая . В эти дни ребята торжественно возлагают цветы к подножию памятнику Рубену Руису Ибаррури.  Ежегодно 25  сентября  старшеклассники приходят к первоклассникам, что бы рассказать о герое, чье имя носит школа. В этот день в школе всегда проводится викторина «Наш Рубен». В классах ребята проводят классные часы, посвященные и другим героям- интернационалистам. Это выпускники нашей школы, которые выполняли свой воинский долг в горячих точках.

Еще одним запоминающимся событием в жизни школы стало проведение  фестивалей. Конечно, они потеряли прежнюю помпезность собирать ребят  из всего Советского Союза. Но выпускники школы приезжают на них из разных концов России. Они становятся желанными гостями на классных часах и рассказывают современной молодежи , что значило для них любить Родину и быть патриотом.

Чёткое понимание педагогами школы  проблем  патриотического воспитания  приводят к осознанию  необходимости разработки или воссоздания целостной системы воспитания всех граждан России с детских лет. В этом учебном году такая программа в нашей школе появилась. Много важных и интересных мероприятий проводилось и будет еще проведено. В сентябре – Вахта памяти Р.Р.Ибаррури, в октябре – «Читаем книги о войне», в ноябре  -  в школе отметили знаменательную дату: День народного единства. Учителя истории организовали работу волонтерских  групп по проведению тематических классных часов. На них ребята узнали о событиях и значении Смутного времени, о патриотическом порыве  русского народа в его желании отстоять независимость своей страны. Ученики 10 б класса организовали и провели  тематическую школьную  олимпиаду.

Декабрь в этом году был юбилейным. Страна отмечала 20-летие Российской Конституции. Старшеклассники выпустили листовки , в которых рассказали об истории создания и основных принципах современной Конституции РФ. Викторина – знатоков подытожила недельную работу организаторов проекта.

Героико-патриотическая работа в январе прошла под лозунгом «Подвиг Ленинграда - бессмертен». Учащиеся 7б класса  совместно с учителями истории  подготовили  литературно – историческую композицию и рассказали о наиболее трагической странице Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Это мероприятие в обязательном порядке посетил каждый ученик школы. На мероприятии каждый класс получил  исследовательское задание.

К традиционному дню - 2 февраля  ребята подготовили выставку «Венок славы». Здесь представлены работы ребят самых разных возрастов, посвященные истории дедов и прадедов, участников войны. Одним из последних мероприятий февраля стала Вахта Памяти,  приуроченная к 25-летию вывода советских войск из Афганистана. Настоящим спортивным праздником станут для ребят  соревнования к 23 февраля.

А впереди еще мероприятия «У войны не женское лицо»,  «Городу – побратиму - слава» - мероприятие посвященное освобождению Севастополя, организация Стены памяти и скорби к 9 мая, здесь есть фото погибших на фронтах Великой Отечественной войны , собранные учащимися нашей школы за 10 лет  .

Отдельное и очень важное направление – работа поисковых и исследовательских кружков. И такой клуб «Знатоков истории» есть в нашей школе. Он работает уже более 10 лет. За это время накоплен немалый опыт работы и творческой молодежью, неравнодушной к истории своего края и своей страны. Очень часто ребята становятся участниками городских, региональных  даже всероссийских конкурсов. В школе есть опыт издания  детских исследовательских работ на страницах сборников и в сайтах  Интернета.

Наверное, можно и нужно придумывать новые формы и направления в организации героико-патриотического воспитания. И конференции с данной тематикой много дают для обмена опытом работы в этой области .