Е.В. Мешков,

учитель географии

МКОУ Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1

 имени Знаменского А.Д.  

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА

 Воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность, является, сегодня, одной из основных задач нашего общества. Особенно это важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании детей и подростков,  среди которых распространены инфантилизм, децелерация (отсутствие цели в жизни), безразличие к своему здоровью и элементарная невоспитанность. Таким образом, возникает необходимость грамотного подбора организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за будущее нашей страны. Значимую роль в этом воспитании занимает патриотическое воспитание. Его главной задачей является формирование личности, способной служению высоким духовным идеалам, самопожертвованию и проявлению бескорыстной любви к своей Родине. Реализация этой задачи невозможна без включения в систему патриотического воспитания изучения многовековой истории Российского государства и традиций народов, его населяющих.

Территория нашего Кумылженского района относится исторически к территории Войска Донского.  Этнокультурность, самобытность нашего края уникальны. Сохранить это наследие в современных условиях, когда в мире «широкой поступью шагают» глобализм и мультикультурализм, вот наша первостепенная задача. От наших казачьих предков мы получили богатую и славную не только историю, но и культуру. Казачья культура, объединив в себе культуры различных народов, выработала существенные качественные основы нравственности и духовности личности. Педагогический потенциал культуры казачества содержит не  только личностное направление воспитания, приоритет нравственных и моральных установок, но и включает в себя доминанты патриотизма и гражданственности, а также ориентацию на семейные ценности.

В самом явлении казачьей культуры заложены такие масштабные гуманистические, нравственно-эстетические возможности, что им под силу решение очень серьёзных вопросов современности – от формирования национальной ментальности до решения больших социальных проектов.

          Рассмотрим основные положения воспитательных аспектов казачьей культуры и их связь с патриотическим воспитанием. Основой воспитания казачества является общинность. Именно через общинность детьми усваивались нормы поведения, отношение к старшим и труду, коллективизм жизни и общность целей. Не меньшее значение здесь имеет и конфессиональность (православность) образования и воспитания, через которые формировалось христианское мировоззрение. Моногамная линия воспитания позволяла формировать осознание женской и мужской роли; семья ставилась как важнейшая основа общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни. Сюда надо отнести аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющих на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия, служения на благо народа и своего Отечества.

Таким образом, основными воспитательными аспектами казачьей культуры были: воспитание патриота, который знает, любит и бережно хранит свою природу, культуру, традиции; формирование духовной зрелости и христианской нравственности; подготовка будущих  защитников Отечества.

Конечно, очень важно, чтобы этот потенциал патриотизма, который несёт казачья культура, был доступно передан молодому поколению. Поэтому задачей педагогов в школе является выбор наиболее эффективных форм культурно-досуговой деятельности для приобщения учащихся к культуре казачества.

Наша Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1 имени Знаменского находится в районном центре – станице Кумылженской. Для приобщения наших учащихся к казачьей культуре  здесь созданы все условия. Рядом со школой находится центральная районная библиотека имени  Ю. В. Сергеева. Её коллектив тесно сотрудничает с учителями и учащимися, которые являются не только читателями, но и активными участниками проводимых здесь мероприятий. В библиотеке собран богатый материал о знаменитых казаках-земляках, о жизни и значимых событиях из истории нашего района.

В районном краеведческом музее, который занимает здание старинного казачьего дома, наши учащиеся знакомятся с экспонатами выставок, посвящённых истории кумылженского казачества. Здесь собраны коллекции предметов культуры, быта, различные документы. Работники музея проводят экскурсии, содержащие информацию о традициях казачества, интересных исторических событиях и судьбах известных людей.

Но особенно мне бы хотелось отметить наше взаимодействие с  районным этнокультурным казачим центром «Кошав-гора».  Центр ведет работу по сохранению материального и нематериального культурного наследия донского казачества.  Его разнообразная деятельность, в частности,  включает и мероприятия по приобщению детей и подростков ко всему спектру материальной и духовной культуры и воинским традициям Российского казачества.  Наши учащиеся участвуют здесь в различных культурно-досуговых мероприятиях.

В структуре  Центра успешно функционируют фольклорные коллективы «Сполох» и «Старина», которые в настоящее время известны далеко за пределами нашей области. Ансамбль «Старина» изучает и популяризирует традиционную музыкальную культуру хоперских казаков, коллектив является действительным членом всероссийской общественной организации «Российский фольклорный союз» с 1991 года, визитной карточкой нашего района, оба коллектива неоднократно представляли район и область на всероссийских и международных фестивалях и форумах в России и за рубежом.

Занятия с детьми в ансамбле «Сполох» начинаются с первого класса, принимаются в коллектив все желающие. Многие участники «Сполоха» став взрослыми переходят в  коллектив «Старина», а в «Сполох» приходят их дети.

В Центре работают также детский кукольный театр «Вертеп», фольклорная студия «Горицвет» и ремесленная мастерская.

За время существования Центра выросло целое поколение людей «прикоснувшихся» к традиции. Они приходят на все массовые мероприятия, приуроченные к традиционным праздникам, посещают концерты казачьих ансамблей, приводят в Центр своих детей.

Активно сотрудничает с нашей школой молодёжный клуб «Современник», который проводит культурно-массовые мероприятия, в том числе и патриотической тематики. Здесь проводятся праздники, викторины, демонстрируются фильмы.

Очень активно учащиеся, под руководством наших педагогов, занимаются исследовательской деятельностью. Собирается материал о значимых событиях, местах, о выдающихся людях нашего казачьего края: адмирале В.Тихонове, генералах И.Краснове и А.Мыльцеве, писателях А.Знаменском, Ю.Сергееве, олимпийском чемпионе И.Бугаенкове и др.

 Важной частью воспитательной работы в нашей школе являются экскурсии. Учащиеся и педагоги посещают красивые и исторически значимые места нашего края: Шакинскую дубраву, старинные казачьи станицы Букановскую, Вёшенскую, Зотовскую, город Серафимович и Усть-Медведицкий православный монастырь. Здесь они имеют возможность «прикоснуться» к славной истории донского казачества.

Современное российское общество многонационально, и поэтому  хотелось бы отметить, что традиционная казачья культура не несет в себе национальной розни, она призвана помочь человеку осознать себя, принять окружающую действительность, стать эмоционально устойчивым к стрессам, остановить бесконечный поток информации, включить свою генетическую память. Невозможно быть патриотом не имея исторических «корней».

Литература

1.    Бажанов Е.А. Казаки. Истоки традиций // Москва. 2010. №2. С. 140-167.

2.    Барабанщиков A.B. Военно-патриотическое воспитание молодежи - М., 1983, 127 с.

3.    Башкатова Н.П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Владикавказ, 2005, 22 с.

4.    Борисова Т. Вековые традиции казачества основа воспитания социальной ответственности молодого поколении // Социальная педагогика в России. - 2010. №2. C.33-39.