Г.Н.Мелихова,

преподаватель

ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Построение в России правового государства и гражданского общества актуализирует проблему готовности молодого человека к выбору и самостоятельному ответственному действию в профессиональной, экономической и культурной жизни. Это предполагает необходимость воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма, формирования у выпускников системы непрерывного образования профессиональных и общих компетенций, которые предусматривают   исполнение гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите.

В воспитании подрастающего поколения образовательные учреждения играют ведущую роль, поэтому проблема разработки теории патриотического воспитания молодежи приобретают в современных условиях особую актуальность.

Если толковать понятие „патриотизм” в изначальном смысле (греч. patre – Родина), то это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, который проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемом любовью к Родине.

Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с раннего возраста во взаимосвязи с развитием других качеств личности.

Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной  стабильности, независимости и безопасности государства. В XXIвеке необходимость воспитания патриотизма у россиян вновь стала актуальна. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Я  работаю в учебном заведении 33 года, это ГБОУ НПО ПУ№23, в данный момент ГБОУ СПО СТТ, практически все это время являюсь классным руководителем обучающихся различных строительных групп.

Это  трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна обучающимся, поскольку основное структурное звено в учебном заведении - это группа обучающихся под руководством классного руководителя и мастера производственного обучения. Именно в ней зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между подростками, толерантность, порядочность.

Моя воспитательная работа с группой проводится по следующим направлениям:

- гражданско-патриотическое;                     - общественно-полезная деятельность;

- духовно-нравственное;                              - индивидуальная работа с учащимися;

- спортивно-оздоровительное;                    - творческая внеурочная деятельность;

- учебно-познавательное;                             - проектная деятельность.

Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное  и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм  должны стоять впереди и вести за собой интеллект.

В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно, руководствуясь Конституцией РФ, ФЗ «Об образовании»,  Конвенцией ООН о правах ребёнка, уставом Училища, воспитательной программой «Я - гражданин».

Цели работы по патриотическому воспитанию:

·Воспитание у молодых рабочих уважения к подвигу людей, ковавших победу, любви и уважения к Родине;

·Сохранение культуры и нравственности, укрепление духовного единства и патриотического воспитания будущих рабочих кадров;

Задачи работы по патриотическому воспитанию

·      Воспитание порядочности, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;

·      Сформировать способность к трудовой деятельности в высокотехнологичном, конкурентном обществе;

·      Сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

·      Вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

                                              Предполагаемый результат

Воспитание квалифицированных рабочих кадров, владеющих компетенциями гражданственности, способных к самореализации в обществе, творчески активных и трудолюбивых молодых людей.

Систему патриотического воспитания в группе я строю с учётом возраста обучающихся, учитывая их степень подготовленности к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. Обычно, у меня в группе обучаются только юноши от 15 до 19лет, но иногда есть смешанные группы: юноши и девушки. Стараюсь привлечь к активному участию в различных училищных  и групповых мероприятиях всех обучающихся. Особое внимание уделяю ребятам «группы риска», у нас таких, как правило, практически половина  группы.

  С первых дней занятий во всех группах провожу беседы о значении мирной профессии строителя, о роли рабочих  кадров в нашей стране, о нашем родном крае и о вкладе нашего учебного заведения, которому более 60 лет в развитие инфраструктуры города Михайловки, о  многочисленных выпускниках училища.

На  первом  курсе стараюсь способствовать формированию гражданских и нравственных качеств личности, воспитанию  активной жизненной позиции.

Провожу  классные часы «Государственные символы России»,«Моя малая Родина», «Мы за тех, кто из профтех», «Когда мы едины – мы  непобедимы», «Казачьему роду нет перевода», «Поговорим о вежливости и культуре», «Я шлю тебе письмо из 41-го».

Значительно расширяют кругозор подростков военно-исторические и военно-патриотические викторины, экскурсии-путешествия, экспресс-рассказы, беседы, выставки  тематических докладов, рефератов. Ребята с удовольствием выполняют  презентации на темы: «Война и дети», «Малоизвестная война», «Герои рядом», «Все для фронта», «Мирные жители в горящем Сталинграде». С интересом юноши и девушки участвовали в военно-исторической викторине «Путь через века» и в заочном путешествии по местам Сталинградской битвы «Из руин и пепла вставший».

В 2013 учебном году была разработана программа «Победа в сердце каждого живет» (к 70-летию Победы в Сталинградской битве). В рамках программы проводились различные мероприятия: уроки мужества, вечера-хроники, вечера-воспоминания. На них вспоминали участников Великой Отечественной войны, Сталинградской битвы, детей Сталинграда, блокадного Ленинграда, тружеников тыла. С помощью сайта «Подвиг народа»   были собраны материалы о наградных листах родственников,  участников  Великой Отечественной войны,  проведен урок мужества «Вспомним их поименно…».

Традиционно в канун 9 мая в училище проходит митинг, посвященный годовщине Победы. Лучшие обучающиеся возлагают цветы к  Вечному огню,  приняли участие в флеш-мобе «Колокола памяти».

 В процессе гражданско–патриотического воспитания обучающиеся приближаются к такому понятию, как солдатский долг. И могу точно заверить, что многие мои выпускники достойно отдают гражданский долг своей Родине, не ищут легкие пути, не скрываются, а идут и служат.

Чтобы подготовить будущих защитников Отечества к службе в Армии, а вернее выявить, как они сами понимают, что же такое – служение Родине, провожу блиц-опрос «Служба в Армии: за и против» и анкетирование «Готов ли ты служить в армии?».

Очень любят мальчишки   военно-патриотическую игру «А ну-ка, парни», посвященную Дню Защитников Отечества, даже ребята, которые в «группе риска» (Моц А., ГолобородченкоВ.) были участниками соревнований, где заняли второе место.

Много интересного о сегодняшней службе в армии узнают мои мальчишки от наших бывших выпускников, встречи, с которыми, я провожу регулярно. И не только встречи, практически с каждым  выпускником своей группы, служащим в РА я созваниваюсь или узнаю про него у родителей. На мой взгляд, большая роль в воспитании ребят  патриотами принадлежит их родителям, поэтому строю работу в тесном взаимодействии с ними, а иногда даю совет, так как многие родители тоже были моими учениками.  На родительских собраниях обсуждаем такие важные вопросы, как:

- воспитание толерантности у подростков;

-формирование патриотического сознания; 

- становление будущего защитника Отечества;

Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “за всё”,  и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю курсы повышения квалификации, уделяя большое внимание самообразованию, участвую в областных и всероссийских конференциях и семинарах, руковожу научно-исследовательскими и творческими проектами  обучающихся. Провожу большую внеклассную работу по поисковой работе,  краеведению и оформлению творческих работ.

В заключение  хочется отметить, что у нашей молодежи просыпается чувство национальной гордости и патриотизма, самосознания граждан Российской Федерации. И очень важно, чтобы эта работа постоянно проводилась  в семье, учебных заведениях, строилась на нашей традиционной российской культуре и чтобы наша молодежь, стремилась личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны, если мы не хотим утратить своего своеобразия и идентичности в глобальном мире.

Подготовка  к 70-летию Победы в Сталинградской битве.

Рис. 1. Мои активные помощники - Носов Семен, Бабкина Юля, Артемова Света,

 Головко Юля

Выставка рисунков, поделок к празднику «День Победы»

Рис. 2. Работа в технике мозаика из скорлупы

Рис. 3. Работа в технике декупаж, кракелюр

Литература
 

1.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С.  Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. 

2.     Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович –  СПб: КАРО, 2009.