den otkrytyh dverey042024

Г.М. Мартынова,  Л.И. Носаева,

учителя начальных классов

МКОУ Березовская КСОШ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ В МКОУ «БЕРЕЗОВСКАЯ КСОШ»

                                                              Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..

Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.

Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности – это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.

Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа, а делать это лучше всего в историко-краеведческом музее. Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Уважение к своей стране, к казачьим традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

Мы живем в благодатном Донском крае, станице Берёзовской, имеющей свою самобытную историю,   великих людей, прославивших  малую родину. Воспитание на местном материале дает положительный результат по патриотическому воспитанию.

Наш многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.

В целях сохранения и возрождения казачества, как ис­торически сложившейся культурно-этнической общности, в школе создана в 2009 году экспериментальная площадка «Передача и воспроизводство ценностей патриотизма на основе казачьей культуры».

  Основными  целями  программы являются:

- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духов­ных, исторических и  патриотических традиций Донского казаче­ства;  

- воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры.

  Основными задачами наряду с обеспечением современного качественного общего образования является:

-воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;

-физическое и военно-патриотическое воспитание, подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;

-воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития Донского казачества, его традиций и культуры;

-формирование учащихся целостной научно обоснованной картины мира, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

-возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Донского казачества;

-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, чему спо­собствует изучение основ православной культуры;

-формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии и занятия традиционными казачьими видами спорта;

-переориентация индивидуальных и групповых интересов, по­вышение авторитета семьи, укрепление семейных традиций;

-выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность;

-приобщение детей к православным традициям казачества;

-взаимодействие семьи, школы и казачества в ситуации партнер­ства и сотрудничества;

-выявление и развитие креативности учащихся, формирование мировоззренческой, нравственной, социальной толерант­ности;

-умение создать ситуацию успешности, выбирать и формировать социум, самосовершенствоваться.

Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа. Школьный краеведческий музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

 Информационные часы  «История  рождения станицы», «Виртуальная экскурсия по улицам Волгограда», урок «Земля Сталинграда – моя земля” были направлены на привитие детям любви к Родине, беседы «Что такое гражданство?», «Я – маленький гражданин Росси»знакомили учащихся с Конституцией РФ. Во время недели правовых знаний прошли мероприятия: диспут “Наши права и обязанности”, конкурс рисунков “Мы все разные, а права – одни”, беседа-дискуссия “Неприкосновенность человека и его собственности”.

В предверии годовщины Великой Победы были проведены: конкурс рисунков “ Война глазами детей”, урок памяти “Никто не забыт, ничто не забыто”, музыкально-литературная программа “Дети войны” (с использованием  ИКТ). Выступили с проектом “Памяти павших будем достойны”.

Воспитание детей на основе казачьей культуры тесно связано с православными праздниками. Празднование Покрова и Масленицы , Рождества и Крещения стали традиционными в нашей школе. Уже второй год на базе школы проводятся Рождественские чтения. Учащиеся начальной школы участвуют в выставках творческих работ: вырезанки, картины из бисера,открытки, вышивки, выступление кукольного театра со сказкой “ Что такое Рождество”.

Для реализации программы “Воспроизводство….” В учебный процесс введен казачий компонент  в форме факультативных курсов: “ казачьи посиделки”, “Казачья горница”, “Казачьи игры”, где дети знакомятся с казачьим фольклором, играми, традициями. Эти курсы способствуют пробуждению интереса к познанию казачьей культуры. Результатом стали праздники и проекты детей: “Казачьему роду нет переводу”, “Наследие предков мы бережно храним”.

Работа по изучению истории казачества  формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и  своей родословной  развивает  увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей,  формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

Военно-патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.

Каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой, отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники – учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Вместе – мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнямии способной чтить традиции предков.

Литература

1.                Водолаций В.П. и др. Учебное пособие. Под ред. проф. А.П. Скорика – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005.

2.                «Даниловские вести»// газета, вып. № 44 от 20 апреля 2010 г.

3.                «Здоровье и экология» // научно-популярный журнал, №12, декабрь 2009 г.