Г.М. Мартынова, Л.И. Носаева,
учителя начальных классов
МКОУ Березовская КСОШ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ В МКОУ «БЕРЕЗОВСКАЯ КСОШ»
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Патриотическое воспитание младших школьников должно строиться, учитывая возрастные психологические особенности детей. Конечно, психологические особенности – это не догма и у каждого ребенка будет своя степень зрелости в восприятии патриотизма, зависящая от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых.
Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа, а делать это лучше всего в историко-краеведческом музее. Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Уважение к своей стране, к казачьим традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Мы живем в благодатном Донском крае, станице Берёзовской, имеющей свою самобытную историю, великих людей, прославивших малую родину. Воспитание на местном материале дает положительный результат по патриотическому воспитанию.
Наш многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как воспитание человека – патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей и подростков на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины.
В целях сохранения и возрождения казачества, как исторически сложившейся культурно-этнической общности, в школе создана в 2009 году экспериментальная площадка «Передача и воспроизводство ценностей патриотизма на основе казачьей культуры».
Основными целями программы являются:
- воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Донского казачества;
- воспитание личности с активной гражданской позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры.
Основными задачами наряду с обеспечением современного качественного общего образования является:
-воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству;
-физическое и военно-патриотическое воспитание, подготовка учащихся к службе в Вооруженных силах Российской Федерации;
-воспитание гражданственности и любви к Родине на примерах истории развития Донского казачества, его традиций и культуры;
-формирование учащихся целостной научно обоснованной картины мира, гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
-возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций Донского казачества;
-приобщение детей к общечеловеческим ценностям, чему способствует изучение основ православной культуры;
-формирование здорового образа жизни через здоровьесберегающие технологии и занятия традиционными казачьими видами спорта;
-переориентация индивидуальных и групповых интересов, повышение авторитета семьи, укрепление семейных традиций;
-выработка у учащихся активной жизненной позиции, сознательной дисциплины, мотивации на учебную деятельность;
-приобщение детей к православным традициям казачества;
-взаимодействие семьи, школы и казачества в ситуации партнерства и сотрудничества;
-выявление и развитие креативности учащихся, формирование мировоззренческой, нравственной, социальной толерантности;
-умение создать ситуацию успешности, выбирать и формировать социум, самосовершенствоваться.
Воспитание патриотизма следует начинать со знакомства с историей и бытом русского народа. Школьный краеведческий музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Информационные часы «История рождения станицы», «Виртуальная экскурсия по улицам Волгограда», урок «Земля Сталинграда – моя земля” были направлены на привитие детям любви к Родине, беседы «Что такое гражданство?», «Я – маленький гражданин Росси»знакомили учащихся с Конституцией РФ. Во время недели правовых знаний прошли мероприятия: диспут “Наши права и обязанности”, конкурс рисунков “Мы все разные, а права – одни”, беседа-дискуссия “Неприкосновенность человека и его собственности”.
В предверии годовщины Великой Победы были проведены: конкурс рисунков “ Война глазами детей”, урок памяти “Никто не забыт, ничто не забыто”, музыкально-литературная программа “Дети войны” (с использованием ИКТ). Выступили с проектом “Памяти павших будем достойны”.
Воспитание детей на основе казачьей культуры тесно связано с православными праздниками. Празднование Покрова и Масленицы , Рождества и Крещения стали традиционными в нашей школе. Уже второй год на базе школы проводятся Рождественские чтения. Учащиеся начальной школы участвуют в выставках творческих работ: вырезанки, картины из бисера,открытки, вышивки, выступление кукольного театра со сказкой “ Что такое Рождество”.
Для реализации программы “Воспроизводство….” В учебный процесс введен казачий компонент в форме факультативных курсов: “ казачьи посиделки”, “Казачья горница”, “Казачьи игры”, где дети знакомятся с казачьим фольклором, играми, традициями. Эти курсы способствуют пробуждению интереса к познанию казачьей культуры. Результатом стали праздники и проекты детей: “Казачьему роду нет переводу”, “Наследие предков мы бережно храним”.
Работа по изучению истории казачества формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении истории родного края и своей родословной развивает увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей, формирует коммуникативные умения детей, умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.
Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
Военно-патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину. Покой, отчего дома, уют школьного кабинета, надёжные наставники – учителя, родители, все неравнодушные люди в состоянии помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Вместе – мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнямии способной чтить традиции предков.
Литература
1. Водолаций В.П. и др. Учебное пособие. Под ред. проф. А.П. Скорика – Ростов-на-Дону: ООО «Терра», 2005.
2. «Даниловские вести»// газета, вып. № 44 от 20 апреля 2010 г.
3. «Здоровье и экология» // научно-популярный журнал, №12, декабрь 2009 г.