den otkrytyh dverey042024

М.Н. Максимова,учитель химии и биологии,

Е.А. Харитонова,учитель истории и обществознания,

МКОУ «Куликовская СОШ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МКОУ «КУЛИКОВСКАЯ СОШ»

Краеведение учит людей любить не только свои родные места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

 искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это – самый массовый вид науки.

Д.С. Лихачев

Краеведение, как народное знание о родных местах, зародилось далеко в прошлом. У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, ее природу, прошлое и совместную жизнь. Свои знания устно и в различных документах они передавали последующим поколениям. Так было и в нашей стране, где сведения краеведческого характера получали отражение в летописях, в различных государственных документах еще в XV-XVI вв. В процессе развития краеведения в России наметилось два его направления: научное и школьное.

Большое воспитательное и образовательное значение имеет школьное краеведение. Когда мы говорим о краеведении в школе, следует различать «уровни» краеведческой познавательной деятельности учащихся. Условно можно говорить о трех таких уровнях  в реальной школьной практике. Они, естественно, тесно, органически связаны друг с другом, составляют единое поле познавательной деятельности школьников.

Это,  во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации.

Во-вторых, это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть, фактически переоткрывают уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни). Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, Интернет и т.д.

И, наконец,  третий уровень – изучение школьной истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес,  когда ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей. Обычно это члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели факультативов.

Педагогу – краеведу необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни  краеведения, видеть их различия и связи, пути перехода от  элементарных форм работы к более сложным. Это является важным условием эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

В нашей школе педагоги не ограничиваются лишь первым уровнем краеведческой работы, а стараются организовать с учащимися исследовательскую деятельность по краеведению.

Урочные, факультативные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют:

- развитию у школьников любви к Отечеству, к своей земле, родному дому;

- накоплению систематических знаний по истории своей  малой родины: села, города, района, области;

- посильному, с учетом возраста учащихся, овладению методами исторического познания, выработке умения применять их к изучению и оценке событий прошлого и современности, работать с различными  источниками научной информации;

- помогают учащимся,  особенно старшеклассникам, войти в круг научного краеведения, содействуют их приобщению к сбору историко-краеведческих материалов, к охране памятников истории и культуры, участию в культурно- просветительной и экологической1 работе в родной местности (как в период ученичества, так и в последующие годы).

Краеведение – важное средство формирования  исторического мышления учащихся, их национального самосознания и чувства дружбы народов. Сегодня это приоритетные задачи школьного исторического образования вообще.

Учащиеся изучают субъекты исторического процесса. Они знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого прошлого, а также наших дней. В нашей школе в 2013 году открыт музейно-образовательный комплекс, который включает следующие разделы:

- Историко-краеведческий музей

- Этнокультурный музей

- Зал хуторской славы

- Литературный музей.

История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий,  выявлять причинно-следственные связи событий, содействуют формированию исторического мышления школьников.

Залог успеха в работе по изучению прошлого родного края состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским принципом, эмоциональным накалом, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки,  делать выводы из событий истории, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных национальных и региональных культурных традиций.

В процессе краеведческой работы учащиеся обращаются к широкому кругу источников исторической информации, имеют возможность, что особенно ценно, непосредственно работать с подлинными документами – памятниками материальной и духовной культуры народа, изучать их.

И в нашем историко-краеведческом музее, который основан 24 апреля 1998 года, собрана обширная информация: по истории школы (летописи пионерской и комсомольской организаций), воспоминания сторожил хутора, история хуторских предприятий, военные страницы хутора. Весь материал был собран несколькими поколениями учащихся школы и пополняется до настоящего времени и активно используется в учебном процессе.

Важно иметь  в виду, что многие подлинные памятники, которые собраны юными краеведами и с которыми работают учащиеся, представляют большую ценность не только как исторический источник о жизни и событиях прошлого, но и как мемориальный и реликвийный материал.

Деятельность школьных музеев неотделима от краеведческого движения, процессов в области культуры, досуга. Следовательно, реализация программы развития школьных музеев  возможна лишь при тесном сотрудничестве пи координации действий учреждений народного образования, науки, культуры, туризма, властных структур и общественных организаций. В первую очередь это обусловлено тем, что школьные музеи являются хранителями бесценного фонда историко-культурного наследия наряду с сетью соответствующих государственных  учреждений. Необходимо учитывать и еще не до конца востребованный потенциал школьных музеев в учебно-воспитательном процессе.

 В нашей школе школьный музей является одним из самых эффективных способов сохранения и осмысления человеческого опыта. Кроме того, - это отбор, а зачастую и совершенствование того, что выдержало испытание временем, проверку практикой поколений в быту, природопользовании, сельском хозяйстве, промыслах, материальной и духовной культуре и, конечно же, в сфере нравственности и патриотизма.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня - это одна из важных и актуальных проблем, от решения которой во многом зависит будущее нашей страны. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Этнокультурный музей  (посвященный истории казачества) в нашей школе помогает в воспитании патриотизма  среди учащихся. В этом музеи представлен хуторской быт, материалы фольклорных и диалектологических экспедиций, широко представлены работы местных умельцев.

Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, за своих земляков. В зале хуторской славы учащиеся и гости могут познакомиться с известными людьми уроженцами нашего хутора. Для создания этого зала учащиеся и учителя нашей школы провели огромную исследовательскую работу, которая продолжается и в настоящее время. Малая и большая Родина неразрывно связаны между собой. Любовь к Родине немыслима без любви к родному краю. А ведь наша Волгоградская область богата своей историей.

Один из залов музейно-образовательного комплекса «Литературный музей», посвящен выпускнику Куликовской школы 1964 года  В.И.Паршину. В.И. Паршин – член Союза писателей России, член союза журналистов Российской Федерации, лауреат областной журналистской премии им. Виктора Канунникова, лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград».

Виктор Паршин является почётным гражданином города Ленинска, в честь Дня Новониколаевского городского поселения награждён дипломом в номинации «Золотые люди провинции», награждён медалью «За возрождение донского казачества».Поэт на протяжении многих лет сотрудничал со школой, вёл просветительскую деятельность. Он сам лично присылал  нам в школу свои книги с авторской подписью.

Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, хутора, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.

Литература:

1.                Лихачёв Д.С. Учит земля родная / / Вестник Союза краеведов России. 1992 №1. С. 8

2.                Шмидт С.О. Краеведам России / / Вестник Союза краеведов России 1992 № 1. С.4