den otkrytyh dverey042024

Н. Г. Куватова,

преподаватель социально – экономических дисциплин

ГБОУ СПО «Себряковский технологический техникум»,

город Михайловка

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА СЕГОДНЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО)

Сегодня много говорят о патриотизме. На современном этапе развития нашей страны это чувство должно стать, наверное, тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общество и сделать Россию сильной и значимой в мире. Невозможно добиться процветания страны, если предать забвению героические и трагические страницы ее истории, в том числе и истории родного края. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства:

- забвение национальных традиций в обществе и семье;

-предпочтение материального духовному, нравственному и интеллектуальному;

- духовное безразличие и пассивность современных подростков.

Каково содержание понятия «патриотизм»?

Прежде всего, надо помнить, что патриотизм — катего­рия нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. Индивид сознательный поступает «по знанию». Знанию того, что каждый человек должен иметь качество гордости за Родину, за ту часть зем­ли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю, культуру как своего, так и других народов, его населяющих, быть ответственным за судьбу Родины и сво­его народа. Как нравственное чувство, ис­тинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т. д.

 Кроме содержания патриотизма как нравственного по­нятия, педагоги должны знать о его психолого-педагоги­ческих компонентах, позволяющих донести содержатель­ность патриотизма субъектам, т. е. учащимся.

Именно донести, сделать его качеством, достоянием личности. Здесь большую роль играет эмоциональное воз­действие. Ведь любые нравственные убеждения есть син­тез знаний о должном, т. е. нравственном поведении, и чувств, т. е. чувственных переживаний и поступков. Имен­но чувство — центральное связующее звено между знани­ями «как надо» и действиями «как надо». Поэтому очень важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие су­щественное мотивирующее влияние на результативность. И они в воспитании патриотизма, как и любого другого нравственного качества — необходимейшее слагаемое эф­фективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спорт­сменов, чувство восторга перед красотой и неповторимо­стью природы страны, чувство благодарности ратным под­вигам русского народа, спасшего Европу и от нашествия наполеоновской армии и от фашистской чумы. И тут же — горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспо­койство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России. А главное — чувство ответственно­сти за настоящее и будущее страны и народа, формирова­ние которого, в принципе, и заключает эффективность проявления патриотизма у подростков.

От мотивационного компонента мы переходим к потребностному, который означает необходимость не толь­ко испытывать ту или иную эмоцию, но и предпринять какие-либо действия. Например, подростку уже недоста­точно простого присутствия на фольклорном вечере. Он сам хочет принять участие в его подготовке, узнать больше о показанных обрядах, найти и прочитать услы­шанную былину и т. д. Углубление знаний о том или ином аспекте патриотического содержания и составляет потребностный компонент.

А в чем же проявляется устойчивость качества патрио­тизма у учащихся? Конечно же, в их взглядах и убеждени­ях. Когда, например, в дискуссии на тему «Служба в ар­мии: долг или неволя?» студент не только констатирует факт необходимости службы, но и умеет его обосновать: служить Отечеству всегда было самой почетной обязанно­стью для мужчин, а уклонение от этой миссии сильного пола, с одной стороны, говорит о его слабости, а с дру­гой — просто подрывает обороноспособность государства.

И наконец, сформированное чувство патриотизма, как и любое другое нравственное качество, проявляется на поведенческом уровне. Когда у студентов есть потреб­ность поступать именно так: участвовать в экологическом субботнике по разбору свалки на пустыре не потому, что заставляет классный руководитель, а потому что на­доела грязь вокруг учебного заведения. Пойти поздравить ветерана Великой Отечественной войны не для галочки проведе­ния акции «Милосердие», а потому что это самое мило­сердие стало качеством личности, когда сильные эмоции, хорошие знания, умение убедить в правоте своей точки зрения, подкреплены конкретными делами.

Все ли наши ребята пройдут проверку действием, смо­гут показать себя настоящими патриотами, покажет, ко­нечно же, время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг и предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.

Таким образом, патриотизм — это система отношений человека («я - отношений») к:

—истории страны: историческому прошлому, герои­ческому прошлому и настоящему, истории и тради­циям русской армии;

—национальной культуре: обычаям и традициям, ли­тературе, науке, музыке и т. д.;

—стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, «малой» Родине;

—государству как правовому институту, гаранту за­конности и порядка; гражданскому долгу перед го­сударством, народом; готовности укреплять, защи­щать его мощь, независимость; ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.

Согласно предложенной схеме формирую направ­ления воспитательной работы по развитию патриотизма у студентов как преподаватель общественных дисциплин и как классный руководитель.

Деятельность классного руководителя предусматривает работу со студентами, с родителями, с общественными организациями и включает поисково-исследовательскую работу по сбору материалов о земляках – ветеранах Великой Отечественной войны и ветеранах тыла: «Ветеран моего двора», встречи с местными писателями и поэтами, проведение тематических вечеров «Волна памяти», посвященных преподавателям-ветеранам, ветеранам локальных военных конфликтов.

Экскурсионно-туристическое направление дает возможность воспитать у студентов потребность в изучении родного края, села, города, области; изучить шедевры народной и мировой культуры; воспитать грамотного зрителя, умеющего видеть высокохудожественные образцы традиционной современной российской культуры. Мною были организованы для студентов следующие экскурсии:

- в краеведческий музей г. Михайловки, музеи и памятные места г. Волгограда;

- в дом-музей Михаила Александровича Шолохова  в станице Вёшенской Ростовской области;

- в Усть-Медведицкий, Спасо-Преображенский монастырь г. Серафимовича.

Студенты моих  групп участвуют в таких акциях, как Вахта Памяти, «Ветеран живет рядом», «Милосердие» (помощь участникам ВОВ, труженикам тыла, вдовам ветеранов).

Уроки мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов формируют у студентов патриотическое сознание, любовь к Родине, готовность к ее защите.

В настоящее время совершенно очевидна необходимость восстановления утраченных  связей современного человека со своими корнями, с культурой малой родины. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Духовно-нравственное воспитание  на основе  использования  личностно- значимого  краеведческого материала позволяет развить познавательный интерес и творческие способности учащихся, выявить социокультурный потенциал  малой родины для развития чувства принадлежности к своей стране, сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

Студенты увлеченно занимаются краеведческой работой. Они исследуют интересные факты из истории родного края, встречаясь со старожилами города Михайловки, изучая воспоминания земляков-очевидцев событий, составляя родословные своих семей. Результаты своей деятельности демонстрируют во время краеведческих конференций и семинаров («Моя малая Родина», «Мой край родной, казачий», «Религиозные конфессии нашего края», «История страны в истории моей семьи», «Моя родословная», «Война в моей семье» и др.), направленных  на  воспитание  патриотизма, гражданской позиции учащихся. Эти мероприятия стали традиционными в стенах образовательного учреждения.

В последние десятилетия возрос небывалый интерес к истории казачества. Быт, традиции, основные вехи становления и развития этого вольнолюбивого народа не остались без внимания студентов СТТ, несмотря на то, что Михайловка - поселение с неказачьим населением. Студенты участвовали в работе областных научно – практических конференций на темы: ''Страницы истории казачества и актуальные проблемы современного казачьего движения'', ''Казачество в истории России''; в областном конкурсе исследовательских работ «Мой край родной, казачий». По итогам конференций за подготовку работ ''Еще живы традиции'', ''Казачество в годы Великой Отечественной войны'', «История и душа народа в песнях донских казаков» студенты были отмечены дипломами.

Одним из важных направлений краеведческой работы обучающихся является проектирование. Мною были разработаны два проекта: «Моя малая родина», «65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне». По виду деятельности указанные проекты можно отнести к   прикладным, с элементами информационного, межпредметного,  исследовательского типа. Долгосрочный характер деятельности (до года) определялся содержанием изучаемой проблемы, поэтому подготовка и реализация проектов проходила во внеурочное время. По характеру контактов - коллективные, внутритехникумовские проекты, с вовлечением в них преподавателей и родителей. Итоговые рефераты используются мной при изучении тем по обществознанию, при подготовке к тематическим классным часам. В ходе реализации проекта «65-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне» студенты были вовлечены в исследовательско-поисковую деятельность в следующих формах: конкурс исследовательских работ «История моей семьи в истории Родины» (для учащихся 2-х курсов.), конкурс военного плаката «Родина–мать зовет» (для учащихся 1-х курсов.), организация встреч с ветеранами войны. Материалы проекта были обобщены и представлены на общетехникумовский вечер «Фронтовой огонек», на I городском фестивале учебных проектов (Ремезов Михаил, студент группы А-11 занял 3-е место  с докладом  ''Подвиг и трагедия жителей Сталинграда''). Под моим руководством студент группы Б-11 Усанов Филипп выступил на студенческой научной конференции ''Духовно – нравственное и патриотическое воспитание молодого поколения: героические страницы Великой Отечественной войны'' с исследовательской работой ''Букановский плацдарм (высота 220.0)''.

Не умаляя роли внеклассной работы с учащимися по военно-патриотическому воспитанию, считаю, что урок стоит во главе всего воспитательного процесса. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Познавая историю Родины, переживая чувство гордости, восторженности богатым на события прошлым наших предков, испытывая тревогу за настоящее и будущее России, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на ее героев. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь студентам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем студента в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности мужественным борцам за торжество правды, справедливости.
         Организовывая воспитательную работу, преподаватель учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за свою Родину, людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков; бессмертен подвиг советского человека, солдата и труженика, в Великой Отечественной войне.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории  Второй мировой войны.

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Литература

1.     Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев –  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

2.     Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования /        Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

3.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / Авт. - сост.     Т. А.Орешкина – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

4.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

5.     Касимова Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е.Яковлев  – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / Авт.- сост. И. А. Пашкович – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.