den otkrytyh dverey042024

Н.В.Крюкова,

воспитатель

МБОУ «Начальная школа - детский сад

 «Аленький цветочек»  г. Михайловки

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела  в наше время государственное значение, вследствие чего была  разработана      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.»

Патриотизм  рассматривается как важнейшая ценность, выраженная не только в социальном, но и в духовно – нравственном, военно – идеологическом, культурно - историческом и других аспектах.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.  

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к  Родине и семье,   формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу,  формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства».  

Основная цель патриотического воспитания  - это  воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Чтобы ее реализовать, мною  были поставлены следующие задачи:

·                    воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

·                   формирование у детей чувство любви к Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

·                   воспитание уважения к труду людей;

·                   расширение представлений о России, городах России, их символики;

·                   развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

·                   воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии.

·                   формирование чувства толерантности – уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи я решаю во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Свою работу   с детьми старшего дошкольного возраста    строю в соответствии с перспективным планированием, составленным по блокам.

1 блок.   «Моя семья».  Воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, своим близким, я стараюсь прививать через систему работы с родителями.   Родители совместно с детьми  оформляли  альбомы «Моя семья», активно участвовали в семинаре-практикуме для родителей  «Генеалогического древо», что способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной.  Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях.   Родители проявили заинтересованность в составлении рассказов вместе с детьми по темам: «Как мы отдыхаем», «Что мы делаем вместе», «Кто что любит в нашей семье» с использованием фотоальбомов. Через сюжетно-ролевые игры «Мой день рождения», «В гости к бабушке» закрепляли опыт   поведения в семье. В группе с детьми рассматривали картины «Бабушкины помощники», «Семья», «Мамин праздник», составляли рассказы, делились личным опытом,  играли в дидактические игры («Что делает мама», «Кому это нужно?», «А что у вас?»). Оформили выставку семейных альбомов «Семейные традиции», «Профессии родителей», «Один день из жизни семьи», «Как мы отдыхали летом». Благодаря этому у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях.

2 блок «Мой любимый детский сад». Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться  дружить и уважать окружающих его людей и сверстников. А для этого ребенка надо научить уже с детства волноваться чужим печалям,  чувствовать  радости другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь людям. Поэтому я в своей работе большое внимание уделяю социальному и эмоциональному развитию личности ребенка, стараюсь создать психологически благополучную среду в группе, где ребенок находится весь день. Основной задачей  считаю: воспитание толерантного отношения детей друг к другу и к лицам других национальностей. В результате такой работы дети становятся более чуткими, отзывчивыми, не проявляют агрессию.  В своей работе создаю специальные ситуации, позволяющие каждому ребенку проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения; не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими.

Через игры, экскурсии, прогулки, занятия знакомлю детей с детским садом и его сотрудниками, учу  ориентироваться в помещениях детского сада, здороваться и прощаться с педагогами, бережно  относиться к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе. Приобщая к мероприятиям, которые проводятся в детском саду, учу соблюдать правила уличного движения и технику безопасности, набирать телефонные номера экстренной помощи,  быть внимательными к сверстникам и заботиться о младших детях.  Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад».

3 блок «Родной город». Знакомство детей с родным городом, его историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, трудовой деятельностью людей, живущих в Михайловке, провожу через посещение музеев, библиотеки, выставочного зала, знакомство с достопримечательностями, улицами родного города.  Чтобы полученные впечатления остались в детских сердцах,   оформляю   альбомы «Достопримечательности родного города», «Улицы нашего города», провожу конкурс рисунков «Мой любимый дворик», «Город мой родной».  Дети любят составлять небольшие описательные рассказы – этюды, маленькие сочинения о природе, родном городе: «Ромашки», «Ветка сирени», «Наше поле», «Наш сад осенью», «Наша речка», и т. д. Эти рассказы дети записывают вместе с родителями в своих книжках-малышках.

4 блок «Наша Родина - Россия».В старшем дошкольном возрасте расширяются представления о значении государственных символов России, воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации («Государственные символы»).  Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой, областным центром и другими городами России, знаменитыми россиянами («Кто основал Москву»,  «Герои России»). Планирую занятия, специально посвящённые русскому народному творчеству. Это беседы о русской вышивке и кружевах, рассматривание и описание изделий с хохломской росписью, дымковских игрушек, рассказывание сказок народов России. Знакомлю детей с пословицами и поговорками. Рассказываю детям, что народ создал меткие короткие выражения, которые высмеивают лень, восхваляют смелость, скромность, трудолюбие; объясняю детям, когда уместно использовать поговорку и пословицу. С традициями и обычаями русского народа дети знакомятся, участвуя в народных праздниках «Торопись честной народ, тебя ярмарка зовёт!», «Пасха. Красная горка», «Алёнушкины сказки», «Здравствуй, золотая волшебница Осень» и  т. д.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну   сочетается с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.     Работу по данному направлению решаю через проектную деятельность, НОД «Путешествие по городам России», «Главный город страны», «По историческим местам Волгограда».

5 блок «Твои защитники».Расширяя представление детей о защитниках Отечества в разные исторические эпохи, углубляю их знания   о Российской армии, воспитываю уважение к мужеству русских солдат.   Стремление к  героическому, естественное желание подражать военным, создаёт благоприятные условия для формирования у ребёнка мотива «Хочу быть таким, как солдат: сильным, смелым, выносливым, ловким».  Воспитывая в детях уважение к подвигу земляков - михайловцев в годы Великой Отечественной войны, мы возлагаем цветы к  обелиску «Вечный огонь». Дети вместе с родителями принимают участие в различных выставках «Герои живут среди нас»,  «Защитникам Сталинграда», «Вечная память героям».        

На  утренники, праздничные концерты  («День Победы!»,  «День защитника Отечества») приглашаем ветеранов Великой Отечественной войны, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов. В группе создан патриотический уголок с символикой нашей страны, нашего края – Волгоградской области, г. Михайловки, дети занимаются коллекционированием: собирают значки, детские книги о подвигах героев.        Я считаю, что данная система работы помогает  сформировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что  ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Литература:

1. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры / В.П. Ватаман - Волгоград, 2008.

2.  Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры / Г.В. Лунина - М. , 2005.

3.  Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Л.А. Кондрыкинской - М., 2006.

4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.Алешина – М., 2008.

5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова - М., 1985.

6. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа / Т.В.Иванова - Волгоград, 2008.