П.Б. Кирпа,

 преподаватель ГБОУ СПО

«Михайловский профессионально - педагогический колледж»

КОНЦЕПЦИЯ ВОЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАЗАЧЬЕЙ МОЛОДЕЖИ


         Данная концепция представляет собой современное понимание военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности Русской Православной Церкви  в условиях реформирования общества.  Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у казачьей молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни. Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение Православных теоретических основ военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов — соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями духовной, военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой — интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности и безопасности страны.    

Цель и задачи военно-патриотического воспитания и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи

Военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность РПЦ, государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у казачьей молодежи высокого духовно-патриотического сознания, возвышенного чувства верности к Святой Православной Церкви, своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.      Цель военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания — развитие у казачьей молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
        — проведение научно-обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи;

— утверждение в сознании и чувствах казачьей молодежи духовных и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышению престижа государственной, особенно военной службы;

— создание новой эффективной системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у казачьей молодежи верности Церкви и Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

— создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
            Основополагающие принципы и направления их реализации

Среди основополагающих принципов военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются: приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; научность; гуманизм; демократизм; системность, преемственность и непрерывность в развитии казачьей молодежи, с учетом особенностей ее различных категорий; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к Церкви, военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой Православной культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое - познание наших казачьих корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с Законом Божьим, законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Патриотическое — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы казаков. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание Православных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению Церкви, обществу и государству.

Профессионально - деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально - деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Психологическое — формирование у казаков высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.

Воспитание на казачьих воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в казачьей военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией казачьей военной и других видов государственной службы и быта.

Важнейшими казачьими воинскими традициями, оказывающими набольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность казачьей присяге, Боевому Знамени Терского войска и Святым Хоругвям; служение интересам Церкви, народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба Церкви и независимости Отечества; казачья доблесть, умение стойко переносить трудности службы; демократизм взаимоотношений между казаками и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу, населению зарубежных стран и пленным.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами военно-патриотического и и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи.

Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи

  При определении основных направлений повышения эффективности системы военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи необходимо:

 а) исходить из наличия в русском обществе и его военной организации необходимых предпосылок, огромного невостребованного еще потенциала воспитания, патриотизма, достойного служения Отечеству как реальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности;

б) обеспечить тесную взаимосвязь в процессе воспитания различных, почти не связанных между собой, структур и органов управления воспитательной работой.

Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов. Наконец, руководители и организаторы воспитательной работы должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения ее конечного результата. В соответствии с этим можно выделить следующие основные направления и условия:

- Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, Страха Божьего, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества. Активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана.

- Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли.

- Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической и духовно-нравственной работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта.

- Кадровое обеспечение - организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания у казачьей молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Церкви и Отечеству. Этот процесс мог бы включать не только базовое обучение руководителей и организаторов воспитательной работы среди казаков, но и их предварительный подбор, переподготовку и систему повышения квалификации.

Реализация этих направлений и создание необходимых условий предполагает в качестве одного из первых шагов поиск и разработку принципиально новых подходов, внедрение которых способствовало бы созданию качественно иных основ воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Церкви и Отечеству. В более конкретном плане речь идет о необходимости принятия на вооружение новой концепции военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания казачьей молодежи, и долговременной комплексной целевой Программы, ориентированной на практическую реализацию основных положений этой концепции.

Данная концепция не претендует на полное и всестороннее решение вопросов, которые в ней представлены. Она ориентирована на переоценку и пересмотр ряда традиционных представлений, определений в одном из важнейших направлений воспитания и, следовательно, на создание условий для перемен в организации, формах и методах практической деятельности соответствующих социальных и государственных институтов, РПЦ, включая Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы.

При разработке концепции был использован ценный отечественный в развитии у казачьей молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Церкви и Отечеству. Концепция имеет открытый характер, основывается на казачьих демократических началах и доступна для участия в ее совершенствовании и развитии различных научных и учебных заведений, общественных движений и объединений, регионов с собственными инициативами и проектами.      Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций, изложенных в концепции, являющихся основой для решения важнейших задач воспитания молодежи, улучшения ее качественных характеристик, повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни общества и его военной организации в интересах их успешного реформирования и укрепления, предполагает сосредоточение огромных усилий на всех уровнях и направлениях этой деятельности.

Необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие каждого казака, как Православного гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими в достижении данной цели социальными и государственными институтами, макро и микро условиями, факторами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их  развития трудно переоценить.