den otkrytyh dverey042024

Э.В. Киреев,

мастер производственного обучения

ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-

педагогический колледж»

РОЛЬ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В СИСТЕМЕ

ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Воспитательное значение краеведческого принципа общеизвестно, потому что самые высокие чувства к Родине рождаются, крепнут и развиваются благодаря глубокой привязанности к родным местам, где провел детство, где испытал первую радость и первую любовь, первые огорчения и неудачи. Использование краеведческого материала на занятиях способствует поддержанию и развитию этого чувства.

   Краеведческая деятельность позволяет воспитывать обучающихся  на конкретных, доступных, близких для их понимания примерах из окружающей жизни. Например, живописные ландшафты природы, памятники истории и культуры, народные сказания и легенды, встречи с живыми участниками событий - все формирует чувство любви к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности родному краю.

В ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» осуществляют подготовку по рабочей профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства». Контингент обучающихся не отличается повышенной любознательностью и начитанностью, и основными методами их обучения являются практические. Они любят заниматься на тренажерах, в учебных мастерских, на автодроме, полигоне и трактородроме. Поэтому мне, как мастеру производственного обучения, самому приходится тщательно готовиться к занятиям и классным часам, отбирать местный материал, имеющий историческую и воспитательную ценность.

Вот один из примеров: подготавливая классный час на тему «История развития трактора» мы вместе со студентами 1 курса провели некоторое исследование.

На пересечении дорог (недалеко от станицы Арчединской), на границе Серафимовичского, Кумылженского и Михайловского районов стоит своеобразный памятник колесному трактору. Почему? Да, это была первая машина, которая заменила тяжкий труд пахаря и тяглового скота. Сейчас этот трактор вызывает усмешку. Но когда-то о нем слагали стихи и песни:

«Прокати нас, Петруша, на тракторе,

 До околицы нас прокати».

Поэтому этот железный труженик заслуживает памяти и уважения. Он творец истории создания первых колхозов и сельхозартелей в наших краях.

Еще один стальной труженик – ДТ-54 застыл на постаменте у входа в ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» по улице Пархоменко. Именно он принял трудовую эстафету от своего собрата, ему принадлежит заслуга в поднятии целины, это герой первых пятилеток. В те времена профессия тракториста была настолько значима и почетна, что сравнима с нынешними менеджерами, юристами и т.п. Учиться на тракториста посылали самых лучших молодых людей. Они были нацелены на то, что трактор сродни танку. Поэтому в танкисты брали, в первую очередь, трактористов, имеющих опыт практической работы на данной машине. Подтверждением этому служат пример из романа «Вечный зов» А.И. Иванова и данные из военкомата.

Трактор – машина боевая, стратегическая, поэтому совсем не случайно, то, что наш Сталинградский тракторный завод в годы войны выпускал танки. Не в эвакуации, а здесь почти на передовой, на основе тракторов собирались боевые машины, которые прямо с конвейера уходили в бой. А собирали их женщины, мальчишки и девчонки.

О годах Великой Отечественной войны можно говорить не переставая. Подвиг народа в Великой Отечественной войне как раз и является такой вершиной, нравственным компасом, образцом для самовоспитания нового поколения.

«Эх, путь – дорожка фронтовая,

Не страшна нам бомбежка любая.

А помирать нам, рановато

Есть у нас еще дома дела».

Эту песню фронтовых шоферов пропела на встрече с ветеранами, посвященной  Сталинградской битве, участница ВОВ, фронтовой шофер Ключенкова Нина Михайловна. Она предостерегала ребят не относиться к выбранному делу легкомысленно, ведь не знаешь, что в жизни может пригодиться. Еще девчонкой под руководством отца до войны она научилась водить колхозную полуторку. На войне хотела быть санитаркой или радисткой. Но когда узнали, что она водит машину, судьба ее была решена. Возила раненых, подвозила снаряды, продукты, тонула вместе с машиной в грязи и реках, плакала горькими слезами, ведя машину под  обстрелами и бомбежкой, ревела навзрыд, просила проходящих солдат вытолкнуть из очередной  ямы. Помогали, успокаивали, поддерживали: «Держись, дочка, до Победы! Недолго осталось ждать». Дожила. Каждый раз вспоминаю и удивляюсь, откуда силы брались у этой пигалицы. Наверное, потому, что за спиной были мать, сестренки, родной дом. А это Родина. И ее надо чувствовать сердцем.

Проходит время, мелькают годы. Меняется техника, приходят на смену новые машины, которые 20-30 лет назад нам и не снились. Оснащенные телевидением, автоматами, компьютерами и другими чудесами техники. Но, какие бы ни были умные машины, первоочередная роль всегда принадлежала, и будет принадлежать человеку. Сейчас это определяется выражением «человеческий фактор».

И при подготовке сегодня водителей автотранспорта мы определяем главнейшую задачу обучения – воспитание высокой культуры у человека на колесах. Ведь автомобиль – предмет уже повышенной опасности, и водитель в ответе за жизнь людей в своем авто и тех,  кто едет навстречу. И статистика здесь устрашающая. Для примера на уроках используются материалы видео «Дорожные войны», анализируются ситуации, приведшие к трагедии, рассматриваются юридические, правовые и нравственные проблемы ДТП.

Можно еще много привести примеров использования историко-краеведческого компонента в образовательном и воспитательном процессе при подготовке «Трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства», но я этого делать не буду, т.к. данное направление патриотического воспитания имеет место в любой учебной дисциплине на любой специальности.

И заканчивая свое выступление, я хочу напомнить слова учителя Ильи Семеновича Мельникова, героя фильма «Доживем до понедельника»: «История – это наука, которая делает человека гражданином. Именно гражданином, которому есть до всего дело, который не ждет, чтобы кто-то что-то для него сделал. Сейчас много иждивенцев, мало творцов. И хочется верить, если каждый человек на своем клочке родной земли посадит, хоть что-нибудь и взрастит, как прекрасна будет наша земля».

Литература

1.                Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников - М.: "Глобус", 2007. - с. 8-9.

2.                Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения - М.: "Глобус", 2007. - с. 208, 211-214.

3.                Гражданское образование: ценности и приоритеты - Материалы Всероссийской научно – практической конференции. Брянск. БИПКРО. 2006.

4.                Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7.

5.                Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4.

6.                Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. - с. 154.