den otkrytyh dverey042024

О.В. Калинина,    

МБ ДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

физкультурно-оздоровительным направлением №2 «Тополёк»

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Приобщая детей к народной культуре, мы формируем у них патриотические чувства и развитие духовности.

При отборе фольклорного материала учитываются возрастные особенности детей. Так, для детей младшего возраста более допустимыми являются «малые фольклорные формы» - загадки, считалки, короткие сказки.

В среднем возрасте - с усложнением «малых форм», всё большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам.

Со старшими детьми кроме более сложного фольклорного материала можно использовать такую форму, как беседа.

Музей

В нашем детском саду мы организовали музей так называемая «Изба» - это особое место, где дети знакомятся с предметами быта, их названиями, предназначениями, способами действия с ними. Все предметы доступны ребенку. Причем, если в младших группах даются только названия предметов и показывается их функциональное использование, то в старших группах подчеркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например - лучинно- керосиновая лампа- электрическая лампа.

При посещении Избы используется еще один методический прием — это персонаж «Домовенок Кузя». Он живет за печкой, очень любит общаться с ребятами, большой шутник и весельчак. Является любимцем ребят, т.к. Кузя «знает» множество сказок, игр, загадок, и дети с большим удовольствием приходят к нему в гости в народных костюмах.

Русскому фольклору отводится особая роль в народном искусстве. В Избе имеются предметы и игрушки с росписями народных мастеров — дымковской, городецкой, гжельской, хохломской, вышитые рушники, изделия кружевоплетения.

Группа

В группе у нас создан уголок нравственно-патриотического воспитания, где собран материал, предметы которого пробуждают душу ребенка, воспитывают в нем чувство красоты, любознательность, т.к. Эти предметы являются национальными. Это помогает детям с раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.

Материал: символика страны, города Михайловки, флаги, русские матрешки, куклы, сшитые своими руками из лоскутов, моталки, из чулка и т.д., д/и «Прогулка по городу», «В гостях у Машеньки и Медведя» (знакомство с русским бытом), «Семья» и т.д. различный материал о столице - Москве, о Сталинграде (Мамаев Курган), о нашей малой родине - Михайловке, Олимпийская символика.

Блок № 1

Устное народное творчество

В своей работе используем программу Князевой О.А. «Приобщение детей к русской народной культуры» и методическое пособие «Знакомство детей с русским народным творчеством», авторы - группа составителей, а также книга «Красная изба...» Тихонова М.В.

Много различной детской литературы используется, родители изготовили книжки-самоделки, включая материал о своей семье, о Сталинградской битве, собственного составления сказок, пословицы, поговорки. Из представленного материала родителями был создан альбом «Наша дружная семья», где на каждого ребенка имеется страничка, посвященная его семье. В работе с детьми используем чтение, рассказывание русских народных сказок («Три медведя», «Кот, петух и лиса», «Курочка Ряба» и т.д.); загадки о животных, явлениях природы, овощах, различных предметах и т.д.; пословицы, поговорки, заклички о Морозе, весне и т.д., небылицы, дразнилки и скороговорки.

Театр

В группе мы создали несколько видов театра: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой. Есть маски для драматизации сказок - на слайде русской народной сказки «Жихарка». Дети с большим интересом перевоплощаются в сказочных героев. На фоне этого у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарный запас, воспитывается интерес к театральной деятельности. Многие дети забывают о стеснении при выполнении той или иной роли.

Народные игры

Народные игры как жанр русского народного творчества являются национальным богатством. Они развивают ловкость, быстроту движений, силу, приучают к сообразительности, вниманию, развивают речь, словарный запас детей, повышают эмоциональное состояние ребенка. «Арина», «Жмурки», «Два Мороза», «Гори, гори ясно» и т.д. - все эти игры со словами, они направляют детей действовать по сигналу, соблюдая правила.

Блок № 2

Народная песня

Начиная с младших групп, знакомим детей с народными музыкальными инструментами (балалайка, ложки, колокольчики, бубен, барабан, погремушка, и т.д.). Дети с удовольствием играют на этих инструментах, что способствует их музыкальному развитию, слушают русские народные песни в исполнении Оркестра русской народной музыки. Разучивали песенки « Как на тоненький ледок», « Мы давно блинов не ели» и т.д.

Колыбельные песни

Знакомим детей с колыбельными песнями с раннего возраста. Дети не только слушают песни, но и сами их поют куклами про Кота - воркота, прогулей.

Музыкальный уголок

В музыкальном уголке собран разнообразный материал для развития детей - музыкальные инструменты, иллюстрации музыкальных инструментов, д/и, сделанные своими руками «Теремок», «Зайцы», «Что делают в домике» «Угадай» - развитие музыкального слуха детей, имеется фонотека с детскими песнями.

Блок № 3

Народно-прикладное искусство

В процессе знакомства с народным прикладным искусством дети различают игрушки из глины, дерева, росписи предметов, вышивку, кружево. На слайде - декоративное рисование «Морозные узоры на стекле» (по мотивам кружевоплетения).

Изготовление кукол-самоделок в русском стиле также является частью «Народного прикладного искусства». Дети поэтапно наблюдали изготовление кукол, принимали активное участие в работе, тем самым у детей воспитываются эмоционально-творческие чувства, умение и желание заниматься самостоятельной творческой деятельностью.

В дальнейшем дети играются с самодельными куклами.

Блок №4

Народные обрядовые праздники

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным.

Рождество - обычай рядиться, чтобы изменить свою внешность. Петь колядки хозяевам, чтобы в доме был достаток, а хозяева взамен давали угощения. А кто скупился - желали неурожай. Пели веселые песни, проводили пляски, игры («Скакалки», «Прялица» и т.д.). Колядовали по группам.

Масленица - самый веселый предвесенний праздник. Рядились в народные костюмы. Каждый день недели имеет свое название. В последний день Проводы зимы: чучело из соломы сжигали - это было прощание с Масленицей. В течение недели обильно «объедались» блинами.

Во время празднования широко использовали считалки, песенки, игры.

Вот так с помощью всех этих методических приемов развивали детей духовно, патриотически, нравственно.