Патриотический  и гражданственный компонент

 в учебно-воспитательном процессе при  изучении  специальных дисциплин

из цикла  математики и информатики

Калашников В.Ю., Калашников Ю.И.

 Михайловский профессионально-педагогический колледж

Обучение и воспитание человека начинается с самого раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь. Это: родители, школа, улица, средства массой информации и др. К сожалению, современное окружение человека больше негативное, чем позитивное. Это, например, бесконечные потоки псевдо культуры, в изобилии льющиеся с телеэкранов и радиоприемников. Более того, сюда следует отнести сложившееся по вине ряда государственных и иных структур негативно-потребительское отношение к школе, когда учитель, по мнению таковых структур, обязан всем и вся, а ему (учителю), мало кто помогает, а наоборот отнимают последние возможности, благодаря которым учитель позитивно мог бы воздействовать на своих воспитанников.

Общеизвестно, что воспитание личности не может рассматриваться в отрыве от социального окружения человека, от той среды, в которой он живет и развивается.  Насколько в обществе реализуется патриотический компонент и  гражданственная позиция, настолько это отражается в подрастающем поколении. К сожалению, нашему обществу здесь похвастаться нечем. От патриотического компонента не отделима и духовность в широком смысле этого слова. Повседневно, постепенно идет откровенное  растление человека, обеднение его морального облика. За первичные ценности  при этом  выдается моральное и физическое насилие.

Государственные структуры не  создают должные  условия для обучения и воспитания, а напротив. Так, к примеру, новый закон об образовании, который обсуждался в сети Интернет, только усугубляет катастрофическое положение, куда попало все наше образование. В нем мало отражается возможность патриотического воспитания.

Учитель всегда учитель. Он несмотря ни на что, по своему статусу должен обучать детей азам многих наук и воспитывать средствами таковых наук позитивные человеческие качества, в том числе внедрять в собственную систему обучения военно-патриотический аспект и  гражданский компонент.  Учителю в первую очередь в таком и иных вопросах обучения и воспитания надо доверять полностью и беспрекословно, потому, что он специалист в данной области. С другой стороны учителю надо создавать необходимые условия для обучения в целом и воспитании в частности. Только в таком случае произойдет усиление воспитательной функции образования, на этой основе будет происходить формирование гражданственности, в том числе  трудолюбие, нравственность, духовность, любовь к Родине, уважение к человеку. При этом военно-патриотическое воспитание и гражданственность будет логически следовать из перечисленных факторов.

Формирование патриотизма и гражданственности возможно если:

1.      через учебную и иную деятельность своевременно создать условия для выработки  у каждого студента собственной позиции, собственного  взгляда, собственного  видения на события и факты из жизни страны, региона, учебного заведения, собственной жизни;

2.      в любой преподаваемой учебной дисциплине находить возможности для развития у студентов чувства гордости за свою страну, в том числе за свою малую Родину;

3.      обращать внимание студентов на прошлое нашей страны,  ее роли в мировом процессе, в том числе в настоящее и будущее время.

4.      приобщать студентов к приобретению знаний об истории и культуре страны;

5.      вырабатывать у студентов потребность в приобретении новых знаний и умение применять их в практической деятельности;

Итак, Патриотизм. Патриот это хорошо - аксиома.  Но, что такое патриотизм? Существует  множество трактовок этого понятия. Но нет ни одной их них, с которой можно было бы согласиться полностью.

На наш взгляд наиболее близко к патриотическому образованию личностно-ориентированное нравственное образование. На уроках и во внеурочное время учитель обязан формировать у детей научный взгляд на Природу и Человечество, давать оценку происходящих явлений с точки общепринятых научных трактовок и норм общения (морали). Формировать умение анализировать жизненные ситуации, выбирать из словесной шелухи, преподносимой средствами массовой информации рациональное зерно, видеть, что негативное – негативно, позитивное - позитивно. В том числе  нельзя отрицать и религию, если она не противоречит Конституции и общепринятым нормам общения. Все это будет создавать благодатную почву для формирования у студентов, в том числе и патриотические взгляды на окружающую действительность, выбирать позитивное в негативном окружении. И здесь роль учителя трудно переоценить, в том числе преподающего специальные дисциплины из области информатики и математики.

Любовь, семейное благополучие, душевное  спокойствие нельзя не затронуть в разговоре о патриотизме и гражданственности. К сожалению, в средствах массовой информации, эти понятия формируются в искаженном виде.

Обучение любой науке  является воспитывающим обучением. Разные дисциплины  предполагают изначально воспитывать различные стороны личности. Мы, авторы  данной  публикации, преподаем ряд дисциплинах из  области математики и информатики, поэтому частично рассмотрим  вопросы военно-патриотического воспитания и формирование гражданственности применительно к математике и информатике.

Казалось бы, что такой абстрактный предмет, как  математика и теоретико-технический предмет информатика, трудно связать военно-патриотическим воспитанием. Такие понятия как "Патриот" и "Гражданственность" трудно поддаются определению с точки зрения теоретических наук, таких как математика и информатика.

С нашей точки зрения  "патриотическим гражданином" своей страны человек становится в том случае, когда он чувствует защищенность в этой стране,  имеет возможность получить достойное образование и профессию, квалифицированную медицинскую помощь, в состоянии приобрести жилье, изначально понимает, что он может родить и воспитать собственных детей и многое другое. Наш российский гражданин полностью или частично лишен таких возможностей, ввиду того, что главенствующие в данном направлении отрасли полностью или частично развалены. Это: образование, наука, медицина, экология, культура, пенсионное обеспечение и др. Милиция и судебные органы перестали нас защищать. Переименование милиции в полицию не решит проблемы.  Продолжительность жизни в России чуть не самая низкая в мире. Нельзя ничего хорошего сказать о работе финансовых органов, особенно в формировании зарплат (доходов) людей, работающих в так называемой "бюджетной сфере". Здесь не понятно, по каким критериям назначается месячный доход чиновника такой, что он составляет несколько годовых доходов учителя или врача.  Наши дети, молодежь все это видят, ощущают, понимают. У них при этом формируется отнюдь не патриотизм и не гражданская позиция. Учитель не в состоянии объяснить создающееся такое  положение   дел, потому, что он сам жертва.

С точки зрения педагогики и психологии, воспитание идет на основе рассмотрения и анализа положительных примеров деятельности людей, не только исторических личностей, но и  простых граждан, что наиболее ценно, живущих сейчас людей.

Учитель для формирования патриотизма должен приводить сравнительные характеристики по нашей стране и другим странам. Характеристик в нашу пользу нет или выразимся более лаконично, почти нет. Конечно наша территория самая большая, природные ресурсы самые большие, но жизненный уровень человека самый низкий. Олигархи, чиновники здесь не в счет. Остается для учителя только единственная возможность: формирование патриотизма, вернее проводить военно-патриотическое  воспитание на примерах прошедших воин, в том числе Великой Отечественной войне. Здесь тоже много возможностей. Нельзя забывать какой ценой достался нам сегодняшний мир. Но этого мало…

Итак, ближе к нашей теме. Само занятие   математикой формирует и развивает многие   положительные качества. Это логическое, математическое, алгоритмическое мышление; упорядочивание  деятельности;  выстраивание цепочки знаний от основных понятий до широчайшей сети специальных математических наук. Здесь мы в обязательном порядке говорим о наших математиках как современных, так ранее живших. Показываем, что математическая наука и теоретическая информатика не мыслима без открытий в этих областях наших ученых.

Человек, обладающий математическим  мышлением  способен на основе частных посылок (случаев) делать общие выводы. Такие люди  чаще задумываются  о  первопричинах окружающих явлений.

На уроках математики и информатики основой патриотического воспитания является использование материала, который является  духовным богатством. При этом  рекомендуется создавать такую обучающую среду, своего рода микро климат, когда  идет формирование и развитие личности с активной его жизненной позицией, способной выстраивать стратегию и тактику  собственной жизни и противостоять негативным влияниям, окружающим ее.

Военно-патриотическое  воспитание на уроках математики и информатики строиться исподволь, не навязчиво. В разработанные нами  методические комплексы по таким дисциплинам как дискретная математика, теория вероятностей, математическая статистика, информационные и компьютерные технологии, компьютерная графика, конструирование и защита баз данных, методика преподавания информатики мы включили элементы военно-патриотического воспитания, как в теоретические разделы, так  в лабораторно-практические работы.

Аспекты военно-патриотического воспитания учитываются уже на этапе  разработки  учебных программ и содержаний соответствующих учебных дисциплин, далее при создании методик и технологий их изучения, а затем реализуются в учебном процессе. Исходя из такого тройственного подхода,  создаются  необходимые предпосылки и условия их реализации:

- создание инновационные технологий проведения учебных занятий;

- формирование логических приемов действий у студентов;

- разработка системы диагностики результатов обучения;

- ведение методической и научной работы преподавателями;

- организация самостоятельной работы студентов;

- обучение студентов умениям ведения творческой, исследовательской работы

Деятельность преподавателей на уроке математики и информатики направлена на формирование у студентов умений в приобретении, открытие новых знаний и строится в виде: лекций, эвристических бесед, самостоятельной работы, выполнения практических, лабораторных, творческих работ, работа над проектами и др.

Лекции носят теоретико-практический характер и строятся с учетом знаний, полученных студентами на уроках математики, физики, биологии, взятых из  повседневной жизни, из  исторического прошлого. На практических занятиях вырабатываются навыки реализации теоретического материала, которые проходят в форме выполнения индивидуальных пользовательских задач и направлены на выработку умений и навыков решения задач, в том числе прикладной направленности. Лабораторные работы представляют особый вид деятельности, когда учащиеся на достаточно высоком уровне самостоятельности и трудности осваивают и закрепляют новые теоретические вопросы, отрабатывают новые технологии.

 Содержание практических, лабораторных и творческих работ включает научно-теоретические вопросы, исторические справки, вопросы культуры, религии, искусства, памятных дат из жизни нашего народа, в том числе о военном и после военном времени.  Самостоятельная работа студентов связана с работой над научно-популярной и учебной литературой,  совершенствованием умений и навыков работы с офисными и специальными компьютерными программами. Она планируется и проводится с учетом индивидуальных особенностей обучаемого студента.

Творческие задания представляют одну из современных, передовых форм организации учебного процесса, приобщающие студентов к исследовательской работе. В процессе выполнения творческих работ студентам предоставляется возможность выбора темы будущей работы; определения системы целей для решения задач; нахождения общего пути выполнения работы; нахождения узловых моментов; установления промежуточных решений. В период выполнения творческой работы у студентов проявляется умение работать с литературой,  отрабатывается умение планировать свою деятельность, проявляется исследовательская активность, вырабатывается умение работать над информацией по ее отбору, обработке и хранению, вырабатывается грамотность в оформлении отчетной документации. Результатом творческой работе является отчет в виде проекта.

Дидактическая ценность такой работы заключается в необходимости ее проведения на сегодняшнем этапе  с точки зрения подготовки толкового специалиста с той или иной области, в том числе имеющего собственный взгляд на мироздание, культуру, науку и религию. При этом зависимости от темы исследования, у студентов может формироваться патриотизм, гражданская позиция, духовность и многое другое.

Учесть  общность и частность отдельных направлений в выработке умений и навыков общения студентов с компьютером, с отдельными и общими технологиями работы с текстовой и графической информацией,  базами данных, компьютерным моделированием,  экспертными и иными вычислительными системами без  четкой организации учебной и практической деятельности, как преподавателя, так и студента затруднительно. В виду этого  мы к одному и тому же вопросу, теме, понятию при необходимости обращаемся несколько раз в процессе обучения, но с каждым разом на более высоком уровне, чем в предыдущий раз.

Приведем несколько примеров косвенного воздействия  на личность с учетом духовно-нравственного, военно-патриотического компонента.

1. Дискретная математика, тема "Математическая логика".

Задание. [1, стр. 202]. Введя обозначения, запишите логическую форму высказываний:

а). Чем честнее человек, тем менее он подозревает других

б). Не может управлять другими тот, который не в состоянии управлять самим собой.

в) То, что разумное – действительное,  то, что действительное - разумное.

2. Информатика, тема "Информатика – как наука". Информация здесь рассматривается как основная категория мироздания наравне с материей и энергией. При рассмотрении свойств информации,  таких как актуальность, дуализм (двойственность), полнота,  достоверность позволяют преподавателю на конкретных  примерах рассматривать ситуации, когда на одно и то же явление разные люди могут иметь собственные, отличающиеся друг от друга суждения. Особенно таковые суждения будут значительно отличаться, если исходная информация не достаточная или избыточная. В качестве примеров можно привести суждения при обсуждении книги, кино, погоды, моды, политики и др. При этом могут сталкиваться самые разноречивые мнения, суждения, гипотезы и др. К сожалению, находятся люди, которые и на очевидные факты имеют противоположные взгляды.  Особенно нас беспокоит то, что даже  на Отечественную войну имеются мнения ряда людей, не верно, отражающее действительность.

3. Информатика, тема "Текстовый редактор Word". Предлагается напечатать текст "Атрибуты России",  "Из истории Российского государства", "Уроки истории". [3]

4. Программа PowerPoint. Итоговые проекты, над которыми работают студенты по завершении работы над этой программой,   имеет как сугубо научную  направленность, так  и явно выраженную патриотическую, гражданственную, духовную направленность. Например: "Малая Родина", "Край мой любимый", "Песни времен Отечественной войны" и др. [3]

Анализируя выше сказанное мы приходим к понятию патриотизм как деянию, включающему в себя не только и не сколько умении в праздничные даты сказать красивые слова в адрес участников и ветеранов войны, а это должно стать состоянием души и тела, которое дает человеку положительную энергию, силу, здоровье,  благополучие, долголетие и др.

Отсюда и высокая роль учителя в воспитании патриотизма. Она заключается в пропаганде и выполнении  положительных деяний, Культивировать у учащихся позитивные чувства,  умение и желание оказывать помощь, нуждающимся в ней людям или иным существам, а также бережно относиться к Природе. Показать детям, что даже маленький цветок, деревце или былинка тоже нуждаются в их заботе и внимании.

Работа в этом направлении ведется при активном  сотрудничестве с преподавателями соответствующих дисциплин и кураторами групп. Комплексный подход к обучению и воспитанию  студентов позволяет решать ряд задач, направленных на патриотическое и гражданское воспитание студентов.

Как при этом не донести до детей, может и взрослым, что человек, имеющий положительные  эмоции,  увеличивает собственные жизненные силы, продолжительность жизни таких людей больше, а сама жизнь краше. При этом следует указать на научно обоснованный факт, что люди, имеющие враждебный настрой, входят в группу риска, которая опаснее, чем заболевание сердечно-сосудистой системы, холестеринового обмена, гипертонии, курения и др.  

В процессе общения со студентами (детьми) надо вселять надежду на благоприятный исход любого действия, разумеется,  всегда надо  спасться от негативных воздействий любыми допустимыми средствами. Никогда не терять надежду на все хорошее.

Сила духа, любовь, оптимизм и юмор помогают сохранить здоровье, остроту ума, память на долгие годы.

Нами здесь отмечена небольшая часть проблем и вопросов, в том числе и нравственных, и духовных, и патриотических проблем,  с которыми приходится сталкивать преподавателям, ведущим специальные дисциплины из области информатики и математики. Возможно, одни  из них покажутся спорными, другие не вкладываются в теоретические изыскания читателей. В любом случае приглашаем к дискуссии, в том числе по сети Интернет.

Литература

1.   Спирина М.С,  Спирин П.А. Дискретная математика. Учебник. Москва. Академия. 2006.

2.   Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. Учебное пособие для вузов. М. Горячая линия – Телком. 2003.  

3.   Калашников Ю.И. Чурюмова Е.Ю. Формирование компьютерных компетенций, практические работы. Волгоград, Учитель, 2007.