Т.В. Калачёва,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №5 г. Михайловки Волгоградской области
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА
В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложная ситуация которая сложилась в стране, вызвала озабоченность работников образовательных и культурных учреждений, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. Мнение заключается в том, что патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к проблемам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы" (утверждена Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).
Реализация данной программы огромное значение уделяет раскрытию сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов.
В учебниках говорится о том, что Российский патриотизм — это отношение граждан к своей Родине — Российской Федерации, которое выражается в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение ко всем необъятным просторам нашей страны, ее природным богатствам, героическому и историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоинству; культурам, традициям, соотечественникам [2,102].
Дружба народов Российской Федерации - это взаимные отношения между нациями и народностями, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения данных идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое значение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей [2,108].
Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга. А объясняется это тем, что в многонациональном государстве национальное (присущее отдельным народам) и гражданско-патриотическое (присущее всей федерации) сочетаются как общее и особенное. Патриотизм в этом случае не разъединяет и не обособляет нации страны, а сближает их и объединяет.
Патриотизм — характеризуется одним из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним мы понимаем преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.
Под главной особенностью патриотического воспитания мы понимаем не просто формирование гражданина, а именно гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, край в котором живёт, а так же всегда готового достойно и самоотверженно служить ей верой и правдой.
Данная тема актуальна следующим:
1) связь с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
2) изменения менталитета россиян, которое отразилось в основе организации деятельности общеобразовательной школы и открыло перспективы для организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
Работа с подрастающим поколением показывает, что основными путями патриотического воспитания на основе традиций и быта казачества являются:
1) воспитание в семье;
2) воспитание в школе;
3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.
Но, к сожалению, в настоящее время, в семье происходит очень слабое воспитание на основе традиций и быта казачества. Поэтому большую часть работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, возлагает на себя школа.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из наиболее важных задач современной школы. Ведь именно детство и юность — самая удачная и перспективная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и целостное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из самых главных черт всесторонне развитой личности. У школьников должно быть чувство гордости за свою Родину и свой народ, они должны помнить, уважать и чтить великие свершения своего народа. Многое в данном случае требуется от школы: ее роль и значение в этом плане невозможно переоценить.
У большинства россиян сохранилось первоначальное, полностью позитивное значение слова «патриотизм». Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Именно такие чувства к своей Родине необходимо прививать сегодняшнему поколению. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. [1,6]
Основная задача патриотического воспитания — формировать и развивать личность ребёнка, что бы он мог обладать качествами гражданина — патриота Родины, и был способен успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Целостность процесса патриотического воспитания подрастающего поколения основанная на традициях казачества достигается путём разумного включения подростка в процесс воспитания с помощью следующих методических средств:
• разработка, а так же практическое применение целесообразных форм и методов просвещения подростков, которые направлены на знакомство их с традициями казачества.
Это изучение понятий о казачьих традициях, об их влиянии на поведение человека в современных условиях;
• использование форм деятельности, которые направлены на воспитание высоких патриотических качеств на примере героической истории казачества России.
Воспитание на основе заповедей и боевых традиций, примерах мужества, стойкости, отваги и героизма казаков.
Такие методы являются наиболее эффективными для воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине и готовности ее защищать. Подростки приобретают свой собственный опыт и воспринимают события с позиции реального времени, поэтому использование различных методов позволяет вырабатывать у них правильное представление об исторической значимости казачества, вырабатывать такие качества, как чувство долга, ответственности, дисциплинированности, уважение к традициям казаков, любовь к родному краю.
Таким образом, огромный педагогический потенциал казачьей культуры проявляется в формировании патриотизма, товарищества, гражданственности, трудолюбия и других, высоких морально-нравственных качеств у детей в ходе внеклассной работы по историко-патриотическому воспитанию подростков.
Для наиболее эффективного воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и готовности к ее защите, необходимо показывать им, давать возможность окунуться в те дни, проводить совместные мероприятия, которые направлены на патриотическое воспитание:
1. Проведение торжественных мероприятий, которые будут посвящены памятным датам в истории казачества.
2. Проведение казачьих обрядов, с песнями и танцами.
3. Работа по увековечению памяти казаков, погибших при защите Отечества.
4. Сохранение ранее созданных и создание новых музеев истории казачества.
5. Установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений, объектов и знаков, увековечивающих историю казачества.
6. Проведение походов, экскурсий, поездок по местам боевой славы.
7. Проведение поисковой работы, захоронение (перезахоронение) останков погибших при защите Отечества воинов.
8. Проведение мероприятий, посвященных встречам с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов и ветеранами Вооруженных Сил Российской Федерации.
9. Проведение бесед, тематических вечеров, читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории и боевые традиции казачества [3,60].
Мероприятия такого плана, помогут детям лучше воспринять события с позиции реального времени. А так же, вырабатывать и понять правильное представление об исторической значимости победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Литература
1. Кукушин В.С. Литературное краеведение — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.
2. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52
3. Гавря А.Б., Томилин А. Н. Сущность военно-патриотического воспитания казачат - Новороссийск, 2005. 60 с.
4. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.
5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23