Т.В. Калачёва,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №5 г. Михайловки  Волгоградской области

 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА

В последнее время в обществе все бо­лее широко осознается пагубность для бу­дущего России нравственной деградации, слово "патриотизм" вновь обретает свое высокое значение. Сложная ситуация которая сложилась в стране, вызвала озабоченность работников образовательных и культурных учреждений, ученых, государственных, обще­ственных и религиозных деятелей. Мнение заключается в том, что патриотическое воспитание яв­ляется важным средством формирования гражданского общества, укрепления един­ства и целостности Российской Федера­ции. Важным этапом усиления внимания руководства страны и населения к пробле­мам патриотического воспитания стала разработка государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы" (утверждена Постановлением Пра­вительства РФ от 16 февраля 2001 г., № 122).

Реализация данной программы огром­ное значение уделяет раскрытию сущности цели, задач и принципов воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы на­родов.

В учебниках говорится о том, что Российский патриотизм — это отноше­ние граждан к своей Родине — Российской Федерации, которое выражается в готовности служить ей и защищать ее. Это отноше­ние ко всем необъятным просторам нашей страны, ее природным богатствам, героическому и ис­торическому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям, народам, ее населяющим, их национальному достоин­ству; культурам, традициям, соотечествен­никам [2,102].

Дружба народов Российской Федерации - это взаимные отношения между нациями и народно­стями, основанные на идеях гуманизма, де­мократии и добрососедства. Она пред­ставляет собой и процессы воплощения данных идей в сфере межнациональных от­ношений, находящих свое практическое значение в форме совместных согласо­ванных созидательных действий, направ­ленных на достижение единых целей [2,108].

Дружба народов России и российский патриотизм взаимосвязаны, они взаимодополняют друг друга. А объясняется это тем, что в многонациональном государстве на­циональное (присущее отдельным наро­дам) и гражданско-патриотическое (прису­щее всей федерации) сочетаются как об­щее и особенное. Патриотизм в этом случае не разъединяет и не обособляет на­ции страны, а сближает их и объединяет.

Патриотизм — характеризуется одним из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним мы  понимаем преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

Под главной особенностью патриотического воспитания мы понимаем не просто формирование гражданина, а именно гражданина-патриота, горячо любящего свою Родину, край в котором живёт, а так же всегда готового достойно  и самоотверженно служить ей верой и правдой.

Данная тема актуальна следующим:

1) связь с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;
         2)  изменения менталитета россиян, которое отразилось в  основе организации деятельности общеобразовательной школы и открыло перспективы для организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества.
         Работа с  подрастающим поколением показывает, что основными путями патриотического воспитания на основе традиций и быта казачества являются:
         1) воспитание в семье;

2) воспитание в школе;

3) воспитание внешкольными формами обучения на примере культуры и заповедей казачества.

Но, к сожалению, в настоящее время, в семье происходит очень слабое воспитание на основе традиций и быта казачества. Поэтому большую часть работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, возлагает на себя школа.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из наиболее важных задач современной школы. Ведь именно детство и юность — самая удачная и перспективная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и целостное формиро­вание у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из самых главных черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно быть чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ,  они должны помнить,  уважать и чтить великие свершения своего народа. Многое в данном случае требуется от школы: ее роль и значение в этом плане невозможно переоценить.

У большин­ства россиян сохранилось перво­начальное, полностью позитивное значе­ние слова «патриотизм». Это чувство гордости своим Отече­ством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Именно такие чувства к своей Родине необходимо прививать сегодняшнему поколению.  Это источник мужества, стойкости, силы на­рода. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоин­ство, мы потеряем себя как народ, спо­собный на великие свершения. [1,6]

Основная задача патриотического воспитания — формировать и развивать личность ребёнка, что бы он мог обладать качествами гражданина — патриота Родины, и был способен  успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Целостность процесса патриотического воспитания подрастающего поколения основанная на традициях казачества достигается путём  разумного включения подростка в процесс воспитания с помощью следующих методических средств:

• разработка, а так же практическое применение целесообразных форм и методов просвещения подростков, которые направлены на знакомство их с традициями казачества.

Это  изучение  понятий о казачьих традициях, об их влиянии на поведение человека в современных условиях;

• использование форм деятельности,  которые направлены на воспитание высоких патриотических качеств на примере героической истории казачества России.

Воспитание на основе заповедей и боевых традиций, примерах мужества, стойкости, отваги и героизма казаков.

Такие методы являются наиболее эффективными для воспитания у подрастающего поколения любви к своей Родине и готовности  ее защищать. Подростки приобретают свой собственный опыт и воспринимают события с позиции реального времени, поэтому использование различных методов позволяет вырабатывать у них правильное представление об исторической значимости казачества, вырабатывать такие качества, как чувство долга, ответственности, дисциплинированности, уважение к традициям казаков, любовь к родному краю.

Таким образом, огромный педагогический потенциал казачьей культуры проявляется в формировании патриотизма, товарищества, гражданственности, трудолюбия и других, высоких морально-нравственных качеств у детей в ходе внеклассной работы по историко-патриотическому воспитанию подростков. 

Для  наиболее эффективного воспитания у молодого поколения любви к своей Родине и готовности к ее защите, необходимо показывать им, давать возможность окунуться в те дни, проводить совместные мероприятия, которые направлены на патриотическое воспитание:

1. Проведение торжественных мероприятий, которые будут посвящены памятным датам в истории казачества.

2. Проведение казачьих обрядов, с песнями и танцами.

3. Работа по увековечению памяти казаков, погибших при защите Отечества.

4. Сохранение ранее созданных и создание новых музеев истории казачества.
          5. Установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений, объектов и знаков, увековечивающих историю казачества.
         6. Проведение походов, экскурсий, поездок по местам боевой славы.
         7. Проведение поисковой работы, захоронение (перезахоронение) останков погибших при защите Отечества воинов.

8. Проведение мероприятий, посвященных встречам с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками вооруженных конфликтов и ветеранами Вооруженных Сил Российской Федерации.

9. Проведение бесед, тематических вечеров, читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории и боевые традиции казачества [3,60].

Мероприятия такого плана, помогут детям лучше воспринять события с позиции реального времени. А так же, вырабатывать и понять правильное представление об исторической значимости победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Литература

1. Кукушин В.С. Литературное краеведение — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.

2. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма //  Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

3. Гавря А.Б., Томилин А. Н. Сущность военно-патриотического воспитания казачат - Новороссийск, 2005. 60 с.

4. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

5. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – С. 23