Л.А. Еронина,
учитель МБОУ СОШ№ 2
РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
«Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило,
равнодушен к своей стране».
Д.С.Лихачёв
Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания требуют обращение к краеведческому материалу. История Донского края и Волгограда, города, имеющего богатую историю, представляет для этого великолепные возможности.
На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.
Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитывать гордость за свою страну, край и стремление активно участвовать в общественных процессах.
Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности культуры своего края, историю своей семьи, ребенок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.
Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.
Предметом внимания историко-краеведческой работы учеников нашего класса является история городов, улиц, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.
Основными источниками краеведческой информации являются:
• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи, книги);
•интернет ресурсы;
• художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);
• фонды музеев;
• всякого рода планы и карты;
• материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);
• материалы статистики;
• устные свидетельства старожилов.
Основные принципы краеведческой работы:
• системный подход;
• предельная достоверность фактов;
Внеурочная историко-краеведческая работа, проводимая в нашем классе и школе — это экскурсии, туризм, проектная деятельность, тематические недели, конкурсы, олимпиады.
Целью использования историко-краеведческого материала является формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края учеников данного класса.
Работая с краеведческим материалом и используя его на уроках и во внеурочной деятельности, важно придерживаться определённых принципов:
Систематичность
Доступность
Наглядность
Разнообразность материала
Связь материала в учебной и воспитательной работе
Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала
Важно, чтобы широко использовалась наглядность. Это могут быть объекты, иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы. Интеграция элементов историко-краеведческого компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д.
Хочется описать более тщательно наиболее удачно реализующееся в нашем классе историко-краеведческое направление по патриотическому воспитанию:
Историко-краеведческое направление "Мы – Михайловцы, жители Волгоградской области".
Цель данного направления являетсясоздание условий для формирования личностной гражданско-патриотической позиции детей по отношению к событиям прошлого и настоящего через работу с историко-краеведческим материалом.
Это подразумевает: воспитание бережного отношения и интереса к историческим и культурным ценностям родного края, формирование чувства гордости за своих земляков, стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению и сохранению духовных ценностей родного края, к самореализации.
Задачи:
· Воспитание потребности в изучении истории Волгоградской области.
· Расширение знаний о природе и достопримечательностях Волгоградской области, экологических проблемах региона.
· Воспитание гордости за ее историческое и культурное наследие. (Особый акцент на тему: Мы наследники защитников Сталинградской битвы)
· Изучение культурных традиций казачества и искусства региона.
· Формирование экологического поведения.
Тематическое содержание.
1. История Волгоградской области и г. Волгограда, г. Михайловки
2. Природа Волгоградской области.
3. Где мне интересно? (достопримечательности)
4. Мой край богатый (ознакомление с производственными отраслями региона)
5. Михайловка – культурный город (творческое наследие края и современное искусство)
6. Посещение краеведческих музеев городов Михайловки, Серафимовича, Волгограда, выставочного зала, театров и другие экскурсии, конкурсы, предметные недели, праздники.
Темы экскурсий: «Быт и традиции казачества», «Горелов Тимофей Георгиевич»
7. Классные часы, посвященные знаменательным датам Волгоградской области и др., встречи с интересными людьми, с ветеранами ВОВ в подростковом клубе «Одуванчик», просмотр фильмов по истории и природоведению
Гражданско-патриотическая составляющая историко-краеведческой работы "Моя Родина - Россия".
Цель: выработка у детей понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать на защиту государственных интересов.
Задачи:
· Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
· Изучение национальной культуры, народного искусства.
· Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.
· Воспитание гордости за свою родину, народных героев.
Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения, формирование чувства общеевразийского этнокультурного пространства.
Тематическое содержание.
1. Беседы "Я - россиянин".
2. Изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа, через презентации по исследовательской работе, экскурсии в краеведческие музеи городов Михайловки (1-4класс), Серафимовича (2-3класс), Волгограда (4класс)
3. Знакомство с памятниками культуры, отражающими духовное наследие России. Экскурсии в Усть-Медведецкий женский Серафимовичевский монастырь
4. Знакомство с календарно- обрядовыми фольклорными праздниками.
5. Изучение материальной культуры русского народа (народный костюм и прикладное творчество).
6. Знакомство с символикой России.
7. Беседы "Ваши права и обязанности".
8. Классные часы на тему: "Войной опаленные строки".
9. Встреча с ветеранами ВОВ, воинами - интернационалистами в подростковом клубе «Одуванчик» - "Герои живут среди нас".
10. Предметные недели, конкурсы рисунков на асфальте, чтецов стихов, школьных газет, праздники, посвященные 23 февраля и 8 марта, посвященные памятным датам.
Функции классного руководителя:
1. Изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся.
2. Изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, семьи, школы
3. Разработка программы воспитательной работы.
4. Ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.
5. Руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся и их родителей.
Качество и объем историко- краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя и всяческая поддержка родителей. Нельзя рассчитывать на успех, если отнестись к работе формально, без особой личной заинтересованности и того и других.
Только после хорошей методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы и индивидуальных особенностей и материальных возможностей класса.
Описание опыта работы над проектом Символы России.
Предистория.
Несколько лет назад проводя классный час на тему символов Российской Федерации, я с удивлением обнаружила, что более 50% учеников 3-го класса не знают флага России, затрудняются выбрать герб своей страны и не знают слов гимна и как себя вести во время его звучания. А что уж говорить о флаге и гербе своего города. Это и определило дальнейшую внеклассную работу на целый год. Мы стали работать над проектом Символы России.
Проект Символы России.
Этапы работы.
1. Подготовительный этап.
Деление на группы по месту жительства и поиск материала:
1) Гимн России (слова, музыка) разучивание.
2) Герб Российской Федерации (история его создания).
3) Флаг Российской Федерации (организация выставки поделок государственные Символы Российской Федерации).
2. Рассказ с демонстрацией материала перед классом школой.
Учащийся - Никифоров Иван (по собственной инициативе) с помощью родителей (отец-военный)– подготовил материал о современных военных флагах различных войск России.
Учащийся - Свиридов Андрей (при поддержке мамы) составил Презентацию с докладом Герб Российской Федерации - история создания. Эта презентация использовалась на классном часе и в конкурсе проектов - учеников начальной школы №2.
3.Практический выход.
По его докладу в классе провели – Конкурс рисунка на асфальте «Военные флаги». Анкетирование. Исполнение гимна на школьных линейках.
В рамках проекта были проведены мероприятия:
Классные часы на темы: Флаг, герб, гимн Российской Федерации (знакомство с статьями конституции). История герба Царицына-Сталинграда-Волгограда. Символика городов Волгоградской области.
Библиотечный час: Михайловка - мой дом родной (где школьный библиотекарь показала и рассказала о флаге, гербе города Михайловки).
Проведена экскурсия в Михайловском краеведческом музее по теме: «История города Михайловки».
Созданы печатные материалы (совместно с родителями) по теме: Михайловка - мой дом родной.
Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков к могиле солдат.
Итогом проекта стали следующие результаты: 99% уч-ся знают флаг РФ (показало проведенное тестирование), могут его изобразить и найти среди других, большинство учащихся класса умеют себя вести во время исполнения гимна и знают его слова, узнают гербы РФ, Михайловки и Волгоградской области.
Заключение
Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.
И ещё
«Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего
не уважают больше»
(Булат Окуджава)
Литература
1. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания //Начальная школа плюс до и после - 2003. -№5.-с.1-5.
2. Захарова О.В., Гринь О.В., Бодренкова М.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе //Начальная школа плюс до и после - 2002.-№4.-с.30-34.
3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе //Начальная школа. - 2007.-№7.-с.29-33.
4. Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы //Начальная школа - 2007.-№7.-с.21-29.
5. Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении //Начальная школа.-2008.- №5.-с.3-18.
6. Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе //Начальная школа плюс до и после - 2002.-№12.-с.15-22.
7. Тимошенко Л.Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям//Начальная школа плюс до и после - 2008.-№6.-с.91-93.
8. Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников //Начальная школа плюс до и после - 2007.-№11.-с.1-3.