den otkrytyh dverey042024

Л.А. Еронина,

учитель МБОУ СОШ№ 2

РЕАЛИЗАЦИЯ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РКОВОДИТЕЛЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 «Если человек не любит, хотя бы изредка, смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило,

равнодушен к своей стране».

Д.С.Лихачёв

Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Реализация воспитательного потенциала изучаемых предметов, решение задач гражданско-патриотического и нравственного воспитания требуют обращение к краеведческому материалу. История Донского края и Волгограда, города, имеющего богатую историю, представляет для этого великолепные возможности.

На мой взгляд, самоидентификация ребёнка как патриота должна начинаться с осознания себя частью своей малой родины.

Изучение  краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитывать гордость за свою страну, край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности культуры своего края, историю своей семьи, ребенок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.

Предметом внимания историко-краеведческой работы учеников нашего класса является история городов, улиц, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов и явлений, население.

Основными источниками краеведческой информации являются:

• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи, книги);

•интернет ресурсы;

• художественная литература (но нужно помнить, что не каждый писатель-художник достоверно отражает дей­ствительность);

• фонды музеев;

• всякого рода планы и карты;

• материальные следы культуры (произведения скульпту­ры, живописи, архитектуры);

• материалы статистики;

• устные свидетельства старожилов.

Основные принципы краеведческой работы:

• системный подход;

• предельная достоверность фактов;

Внеурочная историко-краеведческая работа, проводимая в нашем классе и школе — это экскурсии, туризм, проектная деятельность, тематичес­кие недели, конкурсы, олимпиады.      

Целью использования историко-краеведческого материала является формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края учеников данного класса. 
Работая с краеведческим материалом  и используя его на уроках и во внеурочной деятельности, важно придерживаться определённых принципов:

    Систематичность

    Доступность 

    Наглядность 

    Разнообразность материала

    Связь материала в учебной и воспитательной работе 

     Взаимосвязь местного и общего исторического, географического материала

 Важно, чтобы широко использовалась наглядность. Это могут быть объекты, иллюстрации, фотографии, презентации, слайд - фильмы. Интеграция элементов историко-краеведческого компонента в другие предметы требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы по развитию речи и т.д. 

Хочется описать более тщательно наиболее удачно реализующееся в нашем классе историко-краеведческое направление  по патриотическому    воспитанию:

Историко-краеведческое направление "Мы – Михайловцы,  жители Волгоградской области".

Цель данного направления являетсясоздание условий для формирования личностной гражданско-патриотической позиции детей по отношению к событиям прошлого и настоящего через работу с историко-краеведческим материалом.

Это подразумевает: воспитание бережного отношения и интереса к историческим и культурным ценностям родного края, формирование чувства гордости за своих земляков, стремление к творческой деятельности по изучению, восстановлению и сохранению духовных ценностей родного края, к самореализации.

Задачи:

·                     Воспитание потребности в изучении истории Волгоградской области.

·                     Расширение знаний о природе и достопримечательностях Волгоградской области, экологических проблемах региона.

·                     Воспитание гордости за ее историческое и культурное наследие. (Особый акцент на тему: Мы наследники защитников Сталинградской битвы)

·                     Изучение культурных традиций казачества и искусства региона.

·                     Формирование экологического поведения.

Тематическое содержание.

1.                История Волгоградской области и г. Волгограда, г. Михайловки

2.                Природа Волгоградской области.

3.                Где мне интересно? (достопримечательности)

4.                Мой край богатый (ознакомление с производственными отраслями региона)

5.                Михайловка – культурный город (творческое наследие края и современное искусство)

6.                Посещение краеведческих музеев городов Михайловки, Серафимовича, Волгограда, выставочного зала, театров и другие экскурсии, конкурсы, предметные недели, праздники.

Темы экскурсий:  «Быт и традиции казачества», «Горелов Тимофей  Георгиевич»

7.                Классные часы, посвященные знаменательным датам Волгоградской области и др., встречи с интересными людьми, с ветеранами ВОВ в подростковом клубе «Одуванчик», просмотр фильмов по истории и природоведению

Гражданско-патриотическая составляющая  историко-краеведческой работы "Моя Родина - Россия".

Цель: выработка у детей понимания социально значимых гражданских смыслов жизни, национального самосознания человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного стать на защиту государственных интересов.

Задачи:

·                     Развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота своей Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

·                     Изучение национальной культуры, народного искусства.

·                     Привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ.

·                     Воспитание гордости за свою родину, народных героев.

Сохранение исторической памяти поколений в памяти подрастающего поколения, формирование чувства общеевразийского этнокультурно­го пространства.

Тематическое содержание.

1.                 Беседы "Я - россиянин".

2.                Изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа, через презентации по исследовательской работе, экскурсии в краеведческие музеи городов Михайловки (1-4класс), Серафимовича (2-3класс), Волгограда (4класс)

3.                Знакомство с памятниками культуры, отражающими духовное наследие России. Экскурсии в Усть-Медведецкий женский Серафимовичевский монастырь

4.                Знакомство с календарно- обрядовыми фольклорными праздниками.

5.                Изучение материальной культуры русского народа (народный костюм и прикладное творчество).

6.                Знакомство с символикой России.

7.                 Беседы "Ваши права и обязанности".

8.                 Классные часы на тему: "Войной опаленные строки".

9.                 Встреча с ветеранами ВОВ, воинами - интернационалистами в подростковом клубе «Одуванчик» - "Герои живут среди нас".

10.           Предметные недели, конкурсы рисунков на асфальте, чтецов стихов, школьных газет, праздники, посвященные 23 февраля и 8 марта, посвященные памятным датам.

Функции  классного руководителя:

1.                Изучение ценностей и жизненных ориентиров учащихся.

2.                Изучение традиций, обычаев, культуры   народов, религий, семьи, школы

3.                Разработка программы воспитательной работы.

4.                Ведение классных часов, игр, тренингов, тематических мероприятий, направленных на воспитание социально-активной личности с активной гражданской позицией.

5.                Руководство проектной и исследовательской деятельностью учащихся и их родителей.                                                                                    

Качество и объем историко- краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя и всяческая поддержка родителей. Нельзя рассчитывать на успех, если отнестись к работе формально, без особой личной заинтересованности и того и других.

Только после хорошей методической подготовки можно по­дойти к практической реализации своих замыслов. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдель­ных задач, конечно же, зависят от возрастной группы и индивидуальных особенностей и материальных возможностей класса.

 Описание опыта работы над проектом  Символы России.

Предистория.

Несколько лет назад проводя классный час на тему символов Российской Федерации, я с удивлением обнаружила, что более 50% учеников 3-го класса не знают флага России, затрудняются выбрать герб своей страны и не знают  слов гимна и как себя вести во время его звучания. А что уж говорить о флаге и гербе своего города. Это и определило дальнейшую внеклассную работу на целый год. Мы стали работать над проектом Символы России.

Проект Символы России.

Этапы работы.

1.                Подготовительный этап.

Деление на группы по месту жительства и поиск материала:

1) Гимн России (слова, музыка) разучивание.

2) Герб Российской Федерации (история его создания).

3) Флаг Российской Федерации (организация выставки поделок государственные Символы Российской  Федерации).

2. Рассказ с демонстрацией материала перед классом школой.

Учащийся   -  Никифоров Иван (по собственной инициативе)  с помощью родителей (отец-военный)– подготовил материал о современных военных флагах различных войск  России.  

Учащийся   -  Свиридов Андрей (при поддержке мамы) составил Презентацию с докладом Герб Российской Федерации - история создания. Эта презентация использовалась на классном часе и в конкурсе проектов - учеников начальной школы №2.

3.Практический выход.

По его докладу в классе провели – Конкурс рисунка на асфальте «Военные флаги». Анкетирование. Исполнение гимна на школьных линейках.

В рамках проекта были проведены мероприятия:

Классные часы на темы: Флаг, герб, гимн Российской Федерации (знакомство с статьями конституции). История герба Царицына-Сталинграда-Волгограда. Символика городов Волгоградской области.

Библиотечный час: Михайловка -  мой дом родной (где школьный библиотекарь показала и рассказала о  флаге, гербе города Михайловки).

Проведена экскурсия в Михайловском краеведческом музее по теме: «История города Михайловки».

Созданы печатные материалы (совместно с родителями) по теме: Михайловка -  мой дом родной.

Ежегодно вместе со своими родителями, учителями, ветеранами школьники участвуют в возложении венков  к могиле солдат.

Итогом проекта стали следующие результаты: 99% уч-ся знают флаг РФ (показало проведенное тестирование), могут его изобразить и найти среди других, большинство учащихся класса умеют себя вести во время исполнения гимна и знают его слова, узнают гербы  РФ, Михайловки и Волгоградской области.

Заключение

Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок.

И ещё

«Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше),

Что люди царства своего

не уважают больше»

(Булат Окуджава)

Литература

1.                             Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания //Начальная школа плюс до и после - 2003. -№5.-с.1-5.

2.                             Захарова О.В., Гринь О.В., Бодренкова М.В. Гражданско-патриотическое воспитание в нашей школе //Начальная школа плюс до и после - 2002.-№4.-с.30-34.

3.                             Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе //Начальная школа. - 2007.-№7.-с.29-33.

4.                             Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы //Начальная школа - 2007.-№7.-с.21-29.

5.                             Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении //Начальная школа.-2008.- №5.-с.3-18.

6.                             Плотникова Е.Б. К вопросу о воспитании в начальной школе //Начальная школа плюс до и после - 2002.-№12.-с.15-22.

7.                             Тимошенко Л.Г. Воспитание национального самосознания через приобщение к народным традициям//Начальная школа плюс до и после - 2008.-№6.-с.91-93.

8.                             Шитякова Н.П. Методы и механизмы духовно-нравственного воспитания младших школьников //Начальная школа плюс до и после - 2007.-№11.-с.1-3.