den otkrytyh dverey042024

Т.М. Егорова,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 7 г. Михайловки

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ФОЛЬКЛОРОМ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

         Возросший интерес к национальной культуре – яркая примета нашего времени. Актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство, фольклор, устное народное творчество органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Они содержат в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесли до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения все­гда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.  Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школь­ников должно вырабатываться чувство гордости за свою Роди­ну и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. Роль школы  в этом плане невозможно переоценить. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию  поможет нам воспитать настоящего гражданина.

Многие психологи: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Фельдштейн считают, что именно в младшем школьном возрасте происходит активный процесс накопления знаний о положительном и отрицательном в жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения.

Проблему патриотического воспитания младших школьников исследовали Л.В. Кокуева, Н.С.Крупская, А.С.Макаренко, Л.И. Мищенко, В.А.Сухомлинский, Г.Х. Полеева и др.

 Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у младших школьников патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим Родного края и страны, способного вставать на защиту государственных интересов.

 Патриотизм включает в себя:

- чувство привязанности к своей семье и тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к жителям своего села, города, своему народу, его языку и культуре;

- желание заботиться о других людях и об интересах Родины;

- осознание долга перед людьми ближайшего окружения, местом своего проживания, Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости, готовность к защите Отечества;

- проявление гражданских чувств и верности Родине;

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

- гордость за свое Отечество, символы государства, за свой народ;

- уважительное отношение к историческому прошлому своей большой и малой Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотические чувства проявляются в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Фольклор – действенный метод гуманизации с первых лет жизни ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей. Именно фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Современное общество на данном этапе осознает фольклор как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщение национальным жизненным истокам. Основная ценность в патриотическом воспитании – идея народности, т.к. народная педагогика жизнеспособная и гуманистическая. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания.

Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нем отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Народное творчество неисчерпаемо по многогранности своих оттенков. В народном творчестве сердечный огонь; поработайте над ним  - он вспыхнет факелом. Народно-национальный элемент в обучении и воспитании детей может рассматриваться как необходимость изучения народной основы культуры России.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний»  [Лихачев Д.С. Культура как целостная среда c.36].Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

          На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с различными жанрами фольклора: сказками, загадками, былинами, легендами, скороговорками, потешками, песнями, пословицами, поговорками, небылицами, играми и др.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Чтобы приобщить к народной культуре детей младшего школьного возраста необходимо использовать определенные методы и приёмы:

·                   исполнение и разучивание учащимися произведений русского фольклора, слушание народной музыки;

·                    беседа как путь накопления теоретических знаний, свободные высказывания детей о фольклоре;

·                    чтение и слушание книг и сказок как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

·                   музыкально – игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием, викторины с элементами игры;

·                   оценка школьниками произведений по трем категориям: «очень нравится», «не очень нравится», «совсем не нравится».

         Изучаемые в начальной школе фольклорные жанры представлены достаточно широко. Каждый из жанров выполняет свою функцию: дает народную трактовку исторических событий, несет в себе нравственный потенциал, необходимый для формирования личности, содержит сведения, расширяющие кругозор человека, создает необходимый эмоциональный настрой.

         Нет, наверное, ни одного человека, выросшего в России, который не слышал бы слова «былина». Из былин узнаём об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче и других богатырях, которые защищали землю русскую от врагов. События большинства былин происходят в Киеве, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко. Герои новгородских былин Садко и Василий Буслаевич родились и жили в Новгороде. Герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением. Таким героям нет равных на земле, не может у них быть иного противника, кроме матери - сырой земли. Былины передавались от родителей к детям, от детей внукам. Былины не пелись, а сказывались. Песня звучала медленно и плавно, степенно придавало былине поистине неповторимое, только ей одной присущее звучание. Развитие у младших школьников интереса к собиранию и чтению былин –  сохранение традиций русского народа, воспитание чувства долга перед Родиной.

Все дети любят сказки. В программу по литературному чтению включены волшебные, бытовые сказки и сказки о животных. Сказка учит смелости,  доброте и всем другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Украшают сказку разные прибаутки, присказки, устойчивые выражения. Они помогают  запомнить и рассказать сказку, и украшают её. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. В бытовых сказках происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Например, сказка «Самое дорогое», «Про ленивую и радивую», «Царевич Нехитёр-Немудёр». Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, всё благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой хорошей книги. Сказка сегодня – не полуразрушенный памятник далёкого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.

Не зря говорятся: сказка – складка, песня – быль. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В любовных песнях звучат переживания молодёжи, в семейных говорится об отношении родителей и детей, мужей и жён, в солдатских – о службе, войнах, походах. Все вместе песни охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Колыбельные же песни ласковые, певучие, в них нет резких звуков. В таких песенках чаще всего действуют воркующие голуби, домовитые ласточки, мурлыкающий кот, говорится о тишине и покое, что с детства знакомо детям.

          Небылицы - это необычные произведения. В них развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность. 

         Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему выразительности, точности, являются источником воспитания нравственных качеств: любви к природе, Родине, труде, учат быть добрыми и отзывчивыми. Например, такая пословица: «Свалить дерево – секунда, вырастить – года»  - воспитывает любовь к природе, бережное отношение к ней.  Пословицы и поговорки убедительно и просто учат людей жить и работать, знакомят с итогами долгих наблюдений над явлениями природы, дают разумный совет, как поступать в той или иной ситуации. Четко формулируя основные правила трудовой деятельности и морально эстетические нормы, произведения этого жанра становятся учебником жизни.

          Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами.

Загадки. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи.Загадка стимулирует умственную деятельность ребенка, прививает вкус к умственной работе, способствует не только совершенствованию сообразительности, но и существенно расширяет представление о мире вообще. Являясь произведением словесного искусства, загадка одновременно с расширением кругозора детей воспитывает художественное восприятие окружающего и раскрывает метафорические богатства русского языка.

          Изучая произведения устного народного творчества, младшие школьники приобретают определённый опыт, знакомятся с традициями русского народа, укладом  жизни семьи. У детей  формируются и развиваются нравственные и волевые качества, знания, умения и навыки. Устное народное творчество – это только раздел в учебнике «Литературное чтение», но  какой значимый и необходимый для подрастающего поколения.

         Только любовь, полное осмысление своей истории, уважение к предкам, искреннее и душевное сопереживание достижениям и каким-то недостаткам всех проводимых государством реформ, — могут выявить в наших детях  те душевные качества, которые и определят его как личность, причём уже как состоявшуюся личность, и как гражданина с большой буквы.

         Устное народное творчество продолжает развиваться и в наши дни. Таким образом, проблемы фольклоризма  заслуживают пристального внимания, а использование малых фольклорных форм на уроках в начальной школе актуально и перспективно.

Литература

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Уроки литературного чтения. // Начальная школа. – 2005. - № 11. – С. 68 – 71.

3. Антонов В.В. О гражданском воспитании в начальной школе //Начальная школа. – 1999. - № 12 - С. 89-92.

4. Будакова Н.В. Из опыта патриотического воспитания младших школьников. // Начальная школа. - 2008. - № 9. - с. 71-76.

5. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры // Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

6. В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Т.3 – М.: Терра, 1995.

7. Детский игровой фольклор Волгоградской области /Сост. Н.И. Агапова, Е.В. Шишкина – Волгоград, 1997 – 54 с.

8. Куц, В., Замостьянов А. Воспитание и фольклор: возвращение к истокам // Народное образование – 2005 – №1 – с. 227 – 236.

9. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир- 1994- №8.

10. Попов А.И. Формирование образа Родины у младших школьников – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – 55 с.

11. Энциклопедия «Русская литература. От былин и летописей до классики XIX  века» - Т.9, с.60 -129 – М.: Издательский центр «Аванта», 1999.