Гусева И.А. Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира

И.А. Гусева,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ № 7 г. Михайловки

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей образования в социокультурной модернизации России.

В Федеральном Государственном Образовательном стандарте [1] говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты [2]:

·                   Когнитивный  (знание о принадлежности к данной социальной общности);

·                   Ценностно-смысловой  (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);

·                   Эмоциональный (принятие или неприятие своей принадлежности);

·                   Деятельностный (поведенческий – гражданская активность).

Каждый  учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую  цель.

Цель учителя начальных классов совпадает с одной из задач  современного образования  - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами,  осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.

 Особенностью работы педагога в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое  не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Образовательная система «Школа 2100» успешно реализует эти цели в курсе «Окружающий мир». Изучение таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город.

Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах  расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности  событиям героического прошлого народов России.

        Темы «Я – гражданин России»,  «Власть народа»,  «Кто в государстве самый главный?», формируют представления  учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие  в них, готовность к  участию в общественных мероприятиях.

 В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе можно  и нужно  использовать современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Проектные технологии, дающие возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении, для самостоятельного пополнения учащимися  своих знаний, возможность глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

        Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), где сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Информационно-коммуникационные технологии - неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в сеть ИНТЕРНЕТ.

Использование проектных технологий  позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, фоторепортаж, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу.

Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает  воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

·    он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

·        он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;

·     он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;

·        он способен к сознательному управлению своим поведением;

·        он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.

Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

Литература

1.    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2010

2.    http://www.scienceforum.ru/2014/503/2343-Актуальность проблемы развития гражданской идентичности у младших школьников, Литвин Т.В.