В.А. Гладилина, преподаватель
ГБПОУ «Михайловский профессионально-
педагогический колледж имени В.В.Арнаутова»
Несмотря на множество инноваций, которые внедряются в образовательный процесс, обучение еще по-прежнему остается ориентированным на простое развитие знаний, умений и навыков, а методы обучения - репродуктивными.
Это, в частности, связано с развитием высших психических функций, формирование которых происходит по принципу «внешнее во внутреннее». Это выражение использовал С.Л. Рубинштейн в своих работах. Он писал, что освоение человеком определенных знаний и способов действия имеет своей предпосылкой, своим внутренним условием известный уровень развития умственных способностей, в свою очередь оно ведет к созданию внутренних условий для усвоения знаний и способов действия более высокого порядка.
Мы знаем, что большинство сложностей в обучении возникает из-за того, что учащиеся не умеют управлять своей учебной деятельностью.
Важно ведь при этом не только формировать предметные знания, умения и навыки, но и отдельно обучать собственно учебной деятельности, умению учиться, развивая познавательные способности, повышая обучаемость.
Практически это сложно осуществить без четкого определения структуры учебной деятельности и ее составляющих.
Мы знаем, что любая деятельность содержит мотив, цель, действие и операции.
Однако с точки зрения управления учебной деятельностью недостаточно знать ее строение, но также важно понимать специфические взаимосвязи между всеми ее компонентами:
• мотивами и целями;
• целями и ключевыми действиями;
• ключевыми действиями (последовательность их выполнения);
• действиями и получаемой обратной связью в процессе их выполнения;
• критериями реализации действий и получаемым результатом.
В разрабатываемой образовательной модели «Развитие познавательных стратегий учащихся» есть понятие «познавательная стратегия». Сначала выявим внутренние особенности структуры познавательного опыта (стратегии), а затем на этой основе построим дальнейшее обучение.
Сегодня термин стратегия (образовательная стратегия, учебная стратегия, познавательная стратегия) прочно вошел в лексикон теоретиков и практиков образования без его четкого и разделяемого в психолого-педагогическом сообществе толкования.
Мы называем познавательной стратегией последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в познавательной (учебной) деятельности.
В целом, в данной модели этапы организации урока можно представить следующим образом:
- актуализация деятельности учащихся, в которой проявляется познавательная стратегия;
- презентация полученных результатов деятельности;
- проверка правильности результатов;
- выявление познавательной стратегии по листу анализа или вопроснику (в парах или индивидуально);
- сравнение познавательных стратегий, коррекция и обмен их успешными элементами;
- групповая рефлексия развития познавательных стратегий;
-презентация выявленных познавательных стратегий в группе;
- обобщение познавательной стратегии и разработка рекомендаций;
- презентация выработанных рекомендаций;
- групповая рефлексия полученных результатов.
Чтобы более подробно представить пути развития познавательных стратегий, например, пересказа иностранного текста и разрабатываемую нами образовательную модель, ниже приведем фрагменты урока.
В процессе экспериментальной деятельности был реализован цикл уроков, направленный на развитие данной познавательной стратегии. Знакомясь с представленным здесь материалом, преподаватели смогут проследить этапы осознания учащимися познавательных стратегий, изменение их качественного состава по мере накопления опыта их выявления.
Как известно, пересказ является сложным видом речевой деятельности для обучающихся. При пересказе немецкого текста у студентов возникают определенные трудности:
- произношение немецких слов с правильной артикуляцией;
- ограниченный словарный запас;
- ограниченный арсенал грамматических конструкций и явлений;
- грамматика русского языка вмешивается в строй немецкой речи (при формулировании высказывания на иностранном языке они сначала проговаривают фразу на русском языке, а затем пытаются перевести ее дословно, что не всегда корректно);
• неумение правильно использовать лексику в определенном контексте;
• боязнь говорить вслух из-за негативной реакции других обучаемых (учителя - в меньшей степени) на их ошибку;
• отсутствие эффективных навыков преобразования текста;
• боязнь сравнительно больших размеров текста, который надо пересказать.
В практике чаще встречается пересказ своими словами. Приведем некоторые характерные черты такого пересказа:
• Говорящий сам выбирает то главное, что нужно передать другим.
• Воспринятое сообщение передается в усеченном, трансформированном виде при сохранении его смысла. Это предполагает такие мыслительные операции, как выбор главных фактов, отсеивание второстепенных, преобразование воспринятого, построение собственной логической цепочки рассуждений.
• Используются не встречавшиеся в сообщении речевые средства. Готовые средства используются в новых комбинациях, сочетаниях. Часто происходит замена одних слов и выражений другими.
• Передача сообщения может происходить при полной трансформации воспринятых грамматических форм.
• Выбор лексических единиц и грамматических конструкций обусловлен личностными особенностями говорящего и слушающего.
Но в любом случае в начале обучения используется текстуальный пересказ. Он служит подводящим упражнением к пересказу своими словами.
При текстуальном пересказе:
- содержание задано полностью;
- воспринятое сообщение передается, как правило, в полном (или слегка сокращенном) виде;
- используются готовые речевые средства, заимствованные из сообщения;
- грамматические трансформации не предполагаются.
После проведения нескольких уроков по подготовке монологического высказывания на основе прочитанного текста для выявления стратегий учащимся группы 31н было предложено описать, как они готовятся к пересказу дома, т.е. максимально подробно описать свои действия. В большинстве случаев процесс выглядит следующим образом:
- Читаю рассказ.
- Перевожу.
- Пересказываю.
Из описания видно, что все они используют прием многократного прочтения. Они выделяют лишь три-четыре учебных действия при подготовке к пересказу: чтение, перевод и собственно пересказ.
После проведенного анализа каждого описания мы сформулировали задачу: так организовать работу по подготовке студентов к пересказу, чтобы им стало понятно содержание познавательных стратегий, и они смогли управлять своей деятельностью, легко использовать полученную компетентность при самостоятельной учебной работе.
На примере урока по теме «Рождество в Германии» разберем основные особенности развития познавательных стратегий.
Цель урока: подготовка монологического высказывания на основе текста «Рождество».
Задачи урока:
• привитие интереса и уважения к традициям другого народа;
• развитие навыков рефлексии познавательных стратегий;
• развитие навыков составления монологического высказывания на основе прочитанного текста.
Оборудование: доска, магниты, фотографии с изображением рождественского рынка, адвентского календаря, рождественского дерева, надпись "FroheWeihnachten".
Раздаточный материал: карточки с предложениями.
Ход урока:
I. Организационный момент и приветствие.
П. Сообщение темы и цели урока.
III. Речеваяразминка.
IV. Введение новой лексики и отработка произношения трудных слов.
V. Чтение.
VI. Послетекстовые упражнения.
• Lesen Sie IhreSätze! Получился рассказ? Нет. А что нужно сделать, чтобы получился? Надо расставить предложения в логическом порядке.
• Stellen Sie Ihre Sätze in richtiger Reihe. Расположите предложения в логическом порядке, чтобы получился рассказ. (Учащиеся работают все вместе.)
• Lesen Sie Ihre Geschichte vor! Все ли предложения нам встретились, которые были в учебнике? Нет. Асмыслрассказасохранился? Да.
• Unterstreichen Sie Sätze im Lehrbuch, die Sie gebraucht haben. (Студенты самостоятельно подчеркивают те предложения в тексте, которые им встретились на карточках при составлении рассказа.)
• PrüfenSieIhreSätze! (Учитель читает предложения, которые надо было подчеркнуть. Студенты проверяют.)
VII. Составление плана рассказа.
Сколько частей в тексте? Как их можно озаглавить? (Учитель записывает предложенные студентами варианты на доске.)
VIII. Пересказ.
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
X. Домашнее задание. Пересказ текста.
Опираясь на план рассказа, студент смог пересказать, используя в речи почти все новые слова и выражения, заменяя некоторые слова другими, более знакомыми.
После этого была проведена беседа «Что Вы делаете во время подготовки к пересказу?». При этом обращалось внимание студентов на промежуточные этапы подготовки: как они читали текст, пользовались ли словарем при чтении и переводе, обращались ли за помощью к кому-либо, что делали для того, чтобы изменить текст и т.п. Выяснилось, что студенты четко разделяют урок по подготовке к пересказу и аналогичную свою деятельность дома. Учащиеся считали, что только дома они готовятся к пересказу, заучивая подчеркнутые предложения, а урок воспринимали как нечто совершенно не связанное с пересказом. Они не осознавали, что самостоятельно могут прочитать текст, понять его смысл и кратко изложить его содержание. В конце урока студентам было предложено еще раз описать как можно подробнее свои действия при подготовке к пересказу. Ниже приведены наиболее успешные познавательные стратегии по итогам цикла уроков:
- Прочитал название рассказа.
- Прочитал весь рассказ.
- Перевел весь рассказ на русский язык.
- Посмотрел незнакомые слова в словаре.
- Решил, какая мысль в рассказе главная (о чем рассказ).
- Подчеркнул предложения, которые мне бы хотелось рассказать.
- Подумал, какими словами можно заменить те слова, которые мне кажутся трудными.
- Пересказал «про себя».
- Пересказал вслух.
- Подумал, какие предложения можно объединить.
- Посмотрел слова, которые я не помню, в словаре.
- Составил план пересказа.
- Разделил текст на несколько частей по смыслу.
- Озаглавил каждую часть рассказа.
- Подчеркнул главные предложения в каждой части рассказа.
- Проверил себя по тексту, правильно ли я пересказал.
- Нет, не все правильно. Надо подучить те предложения, где я ошибся.
По итогам экспериментальной деятельности отмечено, что уроки, проведенные в ходе исследования, были очень полезны для студентов, так как значительно изменили их стратегии. После реализации цикла уроков им был дан контрольный текст для пересказа. В итоге за небольшой отрезок времени (15 минут) студенты смогли самостоятельно подготовиться к пересказу незнакомого немецкого текста, применяя уже изменившиеся стратегии, приобретенные в процессе данной деятельности. Качественно изменилась их учебная деятельность, так как во время пересказа студенты вносили свои изменения в текст: объединяли предложения, исключая несущественные, на их взгляд, детали, заменяли трудные слова и выражения другими, более привычными и легкими для них, использовали глаголы в сокращенной форме, что характерно для разговорной речи.
Все это подводит нас к выводу, что в речи обучаемых присутствовали элементы пересказа своими словами. Систематизировав свой опыт подготовки к пересказу, студенты смогли обобщить свои успешные действия, отразив их в памятке.
Памятка:
1) Прочитай название рассказа.
2) Прочитай весь рассказ.
3) Переведи на русский язык, а те слова, которые не помнишь, посмотри в словаре.
4) Потом подчеркни главные предложения.
5) Переведи те предложения, которые ты подчеркнул(а).
6) Заучивай подчеркнутые предложения, читая их несколько раз и повторяя их.
7) Если они сложные, то замени слова или конструкцию предложения.
8) Перескажи новый вариант.
9) Попробуй пересказать про себя весь текст, а если не получается, снова прочитай его.
10) Когда выучишь, перескажи кому-нибудь.
В завершение всего вышесказанного, необходимо отметить, что изучение познавательных стратегий полезно для всех участников образовательного процесса, так как обучаемый быстро учится управлению своей учебной деятельностью, что приводит к повышению эффективности обучения и принципиально иному уровню личностного развития. А учитель может целенаправленно управлять ходом обучения, более детально влиять на его результаты, реализовывать индивидуальную образовательную траекторию. Важно заметить, что выявление индивидуальных познавательных стратегий является одновременно условием и средством эффективного управления учебной деятельностью студентов.
В целом, выявление и развитие познавательных стратегий приводит к следующим результатам и эффектам:
• пониманию того, как думает и действует учащийся в ходе учебной деятельности;
• учету в образовательном процессе его индивидуальных стратегий и особенностей организации личностного опыта;
• обеспечению эффективного управления его учебной деятельностью;
• передаче управления учением в «руки учащегося»;
• развитию многоуровневой рефлексии у обучаемого;
• повышению успешности обучения; развитию культуры самообразования;
• проектированию на основе универсальных стратегий образовательных макро- и микротехнологий, построенных на основе согласования механизмов учения и обучения;
• повышению психолого-педагогической культуры и мастерства учителя;
• перестройке содержания и технологий профессиональной подготовки учителя.