den otkrytyh dverey042024

Е.А. Гребнёва,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБОУ СПО

«Михайловский профессионально-педагогический колледж»

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Трансформация общественных структур и отношений естественным образом влечет за собой кризис старой системы ценностей и идеологии, а утверждение новых институциональных форм сопровождается ростом социальной потребности в обновленном соответственно духу происшедших перемен  содержании базовых ценностей. Так произошло и в современном российском обществе: в ходе реформ были переоценены и отвергнуты официальные социокультурные ценности и идеалы, сохранявшиеся  незыблемыми в течение всего советского периода, в том числе, представления о советском патриотизме и гражданственности. На первый план вышли активно пропагандируемые реформаторами «общечеловеческие ценности», в самом понимании которых явственно ощущался глобалистский и отчасти космополитический оттенок. На идейной основе общечеловеческих ценностей планировалось осуществить экономическую и культурную интеграцию России и других постсоветских государств в мировое сообщество, включить их в сложившийся глобальный порядок.

Однако этот позитивный замысел имел своей оборотной стороной ослабление у значительной части населения законного чувства национального достоинства, развитие комплекса национальной неполноценности, раболепного преклонения перед Западом, иронического отношения к патриотическим ценностям. Трудности и негативные следствия реформирования сопровождались дальнейшим разочарованием в качествах россиян как этноса и ростом безразличия к исторической судьбе страны, политической и гражданской индифферентности. С другой стороны, утрата патриотизма способствовала усилению тенденций регионального сепаратизма, социальной безответственности властных структур и элит. Возникла угроза утраты российским обществом социальной идентичности.

Начало социально-экономической стабилизации поставило вопрос об идеологическом оформлении идущих в российском обществе процессов, прежде всего, процесса укрепления вертикали власти, преодоления тенденций регионализации. Насущной оказалась также проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей. Для сохранения социальной идентичности российского общества необходимо восстановление значимости ценностей, связанных с идеями патриотизма и гражданственности. Но эта задача  достаточно сложна, поскольку речь идет не о возвращении к прежним в содержательном отношении представлениям о патриотизме и гражданственности, восходящим к советскому времени, и не о возрождении «альтернативных» диссидентских идея патриотизма и гражданственности, которые при всей их духовной позитивности имели выраженный антигосударственный характер и потому непригодны для нового этапа социального строительства. Необходимо наполнение идей патриотизма и гражданственности новым содержанием, которое было бы адекватным времени и неуязвимым для критической рефлексии и в силу этого составляло бы надежную основу для интеграции российского общества и роста социального оптимизма.

В этой связи особую актуальность приобретает социологическое исследование патриотизма и гражданственности как социокультурных концептов, имеющих глубокое ценностное содержание, изучение их динамики в мировоззрении современных россиян. Актуальность обращения к данной теме обусловлена также необходимостью развития социокультурной рефлексии российского общества и его правящей элиты, углубления знаний общества о себе самом. Мировоззренческие процессы, затрагивающие представления об историческом, геополитическом, культурном статусе России, ее судьбе в современном глобализационном контексте, о сущности российского патриотизма и месте России в мировом сообществе, о том, что значит быть российским гражданином, тесно связаны с динамикой российской социальной идентичности, которая в настоящее время поставлена под вопрос. Рефлексивное познание российским обществом самого себя неотделимо от его самосохранения. В конечном счете, актуальность заявленной нами темы определяется ее значимостью в перспективе поддержания социальной идентичности.

Степень научной разработанности проблемы. Для отечественных мыслителей всегда были центральной темой вопросы духовной и культурной самобытности России и проблемы российского патриотизма, всесторонне рассматривавшиеся в трудах классиков русской социальной и философской мысли - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.О. Флоровского, в работах современных российских специалистов в области социологии, политологии и культурологии - С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезера, Э.М. Андреева, B.JL Дорошенко, Ю.А. Левады, Д.С. Лихачева, В.Н. Синюкова, Ж.Т. Тощенко, Ф.Э. Шереги и др.

Анализ патриотизма в более широком социальном и социетальном контексте требует привлечения концептуальных средств социологии. Здесь необходимо особо отметить теоретические разработки А.Н. Малинкина.

Региональные аспекты патриотизма затрагиваются в работах М.П. Крылова, Л.В. Смирнягина.

Важное место в исследовании проблем патриотизма занимает изучение сущности и динамики социальной идентичности россиян. В целом проблемы социальной идентификации индивида изучались социальными психологами и социологами, здесь необходимо отметить А. Тайфеля, Дж. Тернера, 3. Фрейда, Э. Эриксона, а также работы отечественных исследователей - С.И. Ивановой, Н.Н. Корж, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко. Более конкретно проблемы формирования новой российской национальной идентичности исследуются Б.Е. Винером, Л.Д. Гудковым, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкиным, В.И. Пантиным, З.В. Сикевичем.

Патриотизм и гражданственность являются важными характеристиками отношения государства и человека в современном мире. Они становятся основой формирования мировоззрения гражданина. На каждом этапе своей жизни человек формируется как личность, определяет свое мировоззрение. Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Среди важнейших мировоззренческих принципов часто называют патриотизм (любовь к родине, преданность отечеству, забота о его процветании) и гражданственность (ощущение себя полноправным членом политического сообщества и готовность активно действовать для его процветания). Между этими понятиями существует сходство - положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, эти чувства используются обществом для защиты от внешней агрессии. Вместе с тем они отличаются друг от друга: гражданственность является более осознанным чувством и подразумевает наличие определенных действий человека, кроме того патриотизм не зависит от способа управления государством, а гражданственность характерна только для демократии. Противоположные понятия для патриотизма - космополитизм, для гражданственности - аполитичность. Существуют разные определения патриотизма, среди которых можно выделить следующие:  эмоциональное отношение к родине - чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине, преданность отечеству, забота о его процветании;  сложное, многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, к представляющему народ государству; в гордости за свою страну и ее достижения (патриотизм бывает локальный - любовь к своему краю, и общегосударственный - любовь к отечеству, представляемому государством).

Часто патриота своей страны называют Гражданином с большой буквы. Этот термин имеет 2 значения - правовое и нравственное.
В Конституции РФ определено правовое содержание понятия "гражданин" (Статья 6).

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В последнее время в связи с процессами глобализации во многих странах предпочитают вместо патриотизма говорить о гражданственности или лояльности. Понятие "патриотизм" в ряде стран, приверженных одной идеологии или религии, подразумевает слепое следование этой идеологии, готовность отдать свою жизнь не просто за свою родину, но и за идею или религию. Это свойственно в частности мусульманским экстремистам, в то время как настоящий ислам является миролюбивой религией. В связи с этим в некоторых либерально-демократических государствах часто употребляют термины "гражданственность" и "лояльность". Слово лояльность происходит от английского loyal "верный" и означает приверженность индивида или группы целям и ценностям тех или иных институтов и идеологий, выражающаяся в соответствующем образе мыслей и поведении. Часто синонимом этого слова называют законопослушность.

Что же объединяет понятия гражданин и патриот? В первую очередь - ответственность перед своей страной, своим народом, родными и близкими. Таким образом, ответственность неразрывно связана с гражданственностью, патриотизмом, лояльностью.

Изучение родословной семьи – фактор социализации и самоопределения подростков.

На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы:

1. ценности семьи, укрепления родственных и семейных отношений, уважения и бережного отношения к старшим поколениям;

2. проблема долга и ответственности молодого поколения перед семьей, перед представителями старших поколений;

3. проблема самопознания, социализации молодого поколения и самоопределения в обществе.

Эти проблемы необходимо решать, а решать их можно, привлекая детей к изучению родословной семьи; ведь любовь к Родине начинается с семьи, с отчего дома, с жизненного пути старших поколений, которые являются живой историей нашей Родины. Читать и знать эту историю обязаны мы внуки. Знание родословной семьи помогает подросткам познать самого себя, определить задатки способностей, талантов, заложенных в нем генетически, дает возможность правильно построить траекторию своего развития. Семья – маленькая частица нашей большой Родины. Слова «Родина» и «Отечество» происходят от слов родить, отец. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт. Именно в семье формируются основные стереотипы поведения, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья детей. Дети и подростки, познавая своих предков, свою родословную, познают себя, как частицу рода. У них формируются чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Изучая родословную своей семьи, дети начинают понимать, что их родословная это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. В подростковом возрасте дети уже должны понять и осознать: «История моих предков - это моя гордость, моя родословная - это живая иллюстрация к истории страны».

Каждый подросток должен понять, какая историческая судьба у его рода, какой ценой досталось нам сегодняшнее благополучие, какие усилия приложили для этого родители, бабушки и дедушки. Современные бабушки и дедушки, представители старших поколений закладывали города, строили фабрики и заводы, защищали Родину - это живая история нашей страны. Читать и знать эту историю обязаны внуки и правнуки. Преклоняться перед стариками, гордиться своими бабушками и дедушками, их героическим боевым и трудовым жизненным путем должен каждый подросток. От уважения и признания заслуг старшего поколения, от их авторитета в семье, от внимания и заботы оказываемой им, зависит воспитание их внуков в духе гражданственности, патриотизма, ответственности и долга перед старшим поколением, семьей, Родиной. Изучение родословной своей семьи не только воспитывает высокие нравственные и гражданские качества, укрепляет институт семьи, воспитывает бережное отношение к истории и исторической памяти, но и помогает понять подростку, как правильно построить стратегию своего развития, учит, какую выбрать профессию, как правильно реализоваться в жизни. Подросток должен понять, что стать более успешным, достичь высоких результатов в профессии, карьере, в своём развитии и жизни в целом можно, учитывая наследственные, генетически обусловленные возможности своего организма, выявленные при изучении родословной семьи. Построение правильной траектории своего развития, успешность в своей профессии, карьере, адаптация в обществе, правильная социализация и реализация в жизни,– вот результат изучения и анализа наследственных возможностей, выявленных при изучении родословной семьи.

Таким образом, изучение и знание родословной своей семьи имеет большие воспитательные возможности:

1. воспитывает чувство патриотизма у подростков;

2. долга и ответственности перед старшими поколениями, укрепляет родственные и семейные отношения;

3. помогает подростку познать самого себя, определить, задатки каких способностей и талантов заложены в нем генетически, что позволит правильно выстроить траекторию его развития;

4. помогает его успешной социализации и самоопределению в обществе.

В результате исследовательской работы я воссоздала генеалогическое древо нашего рода и сделала следующие выводы:

1.Что представители моей родословной любят людей и нашу Родину. Мои дедушки героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, а бабушки трудились в тылу, защищая Родину. Мои родители имеют чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, нашей Родиной. Патриотизм и гражданственность - основные качества характера моих родных.

2. Мои предки имеют хорошие крепкие семьи, воспитали, уважающих семейные традиции детей, честно выполняют свои служебные, семейные обязанности, Чтят семейные традиции, бережно относятся к истории нашей семьи.

Я горжусь тем, что мои родственники патриоты нашей Родины. Я тоже люблю Родину и мой родной край и город, где я родилась и выросла. Изучая родословную своей семьи, я смогла построить траекторию своего развития. Я думаю, что изучение родословной моей семьи, поможет мне с выбором профессии, поможет правильно реализоваться и добиться успеха в профессиональной деятельности, в обществе в целом.

«Эта память- наша совесть»

Павленко Елена Владимировна

Руководитель:    

  преподаватель социально-гуманитарных дисциплин Гребнёва Елена Анатольевна,

       ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»

Одним из приоритетных направлений деятельности современных образовательных учреждений различных уровней является патриотическое воспитание. В частности, стратегическим направлением программы развития ГБОУ СПО Михайловский профессионально- педагогический колледж является создание условий для личностной самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания гражданина в учреждении профессионального образования .

Учитывая переход  на новые образовательные стандарты нельзя забывать, что компетентностный подход является ключевым его моментом При формировании важнейших компетенций погружение в практическую работу, социальную сферу жизнедеятельности является эффективным и перспективным приёмом обучения.

Естественно, патриотическое воспитание не возможно без формирования исторической памяти и эстетической культуры обучающихся.

 Без воспитания чувства благодарности и признательности тем, кто положил свою жизнь на алтарь Победы, без бережного отношения к прекрасному, к окружающей природе не может быть настоящего патриота и гражданина. Именно при реализации таких, как данный, социально значимых проектов происходит становление нашей гражданской позиции .

Социальное проектирование есть способ выражения обучаемыми идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для преподавателя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Чтобы развить у студентов демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего государства, стоит самим создать свой социальный проект- макет общественных отношений и именно это позволить увидеть, осознать социально-значимые проблемы города, проблемы других людей.

Работа над социальным проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе выявляем социальную проблему, проводим анализ, определяем цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. На этапе реализации социального проекта учащиеся собирают информацию, выполняют исследования, ищут деловых партнеров, проводят плановые мероприятия, (роль учителя на этом этапе - консультант). Следующий этап – этап презентации проекта, когда происходит устная защита проекта,обучающиеся представляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль учителя на данном этапе - консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, подводим итоги, анализируем результаты, определяем социальную значимость проекта, информируем общественность о результатах проекта. 

Функции проекта ««За родные края- навстречу свинцовому ветру» .

Это многофункциональный проект. Трудно переоценить его значимость не только для учащихся, но и для всех участников образовательного процесса. Функции проекта:

·                   познавательная;

·                   развивающая;

·                   духовная;

·                   нравственная;

·                   социальная;

·                   гражданская…

Цели и задачи проекта.

Гипотеза: в наших силах сделать окружающий мир прекраснее, сохранить память о героических страницах Великой Отечественной войны, ее участниках.

Цель – создание условий для осуществления гражданско-патриотического, эстетического воспитания молодежи через организацию практической деятельности по благоустройству окружающего пространства.

Задачи:

·                   формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества;

·                   разработка и осуществление проектов;

·                   развитие интереса обучающихся к проектированию и исследованию, знакомство с методами проведения проектирования и исследования, освоение основных способов проектной деятельности;

·                   обеспечение взаимодействия организаций и предприятий различных форм собственности;

·                   распространение  краеведческих, эстетических знаний;

·                   освоение учащимися навыков коммуникативной культуры, коллективного труда;

·                   развитие эстетических вкусов, аналитических навыков и навыков критического мышления.

Сила проекта не только в погружении обучаемых в социальную среду, а в привлечении памяти о своих родных, которые в страшное, жестокое время ценой своей жизни отстояли наше право творить современную историю страны. Мы не Иваны не помнившие своего родства, а гордые потомки, храним и бережем память о героях той большой войны.

Этапы реализации проекта

«За родные края- навстречу свинцовому ветру». 

№ п/п

Название этапа

Цель

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности.

3.

Практический

Реализация проекта.

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Предполагаемые результаты, социальная значимость.

№ п/п

Предполагаемый результат

1.

Пополнение материалов музея.

2.

Создание мультимедийной библиотеки по краеведческим материалам.

3.

Создание и проведение интегрированных уроков с применением добытых материалов.

4.

Приобщение обучающихся к героическому прошлому нашей Родины, города, семьи

5.

Формирование гражданской позиции

6.

Организация социально-значимой общественной деятельности

7.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, эстетической культуры.

8.

Создание условий для саморазвития, самоутверждения, самовыражения, социальной адаптации личности.

9.

Сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны

Профессионализм будущего учителя – вот слагающая  успеха в  современном обучении тем более если это качество приобретено через собственный опыт, через память крови и гордость за родных и близких.

Ранним воскресным утром фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну мощнейший по своей силе и масштабу удар.

         Жестокость врага и единая цель уничтожить нас становится видна и чувствуется только спустя годы. Не было ни одной семьи не испытавшей ужасов и тягостей военного времени, сколько потерь, сколько горя принесло то время. До сих пор доносятся отголоски, сколько ещё родных не знают о судьбе своих родных. Не знают  где покоятся их останки, погребены ли они.

Сколько раз мы читали книги, смотрели фильмы, перебирая домашний альбом я нашла военные снимки, на мой вопрос кто на них услышала рассказ о своем прадеде, ушедшем на фронт и не вернувшемуся с него, захотелось узнать где он погиб, как это случилось. Бабушка подсказала  предположительное последнее географическое упоминание, откуда пришло последнее письмо. Завязалась переписка с архивами, школьным музеем, удалось отыскать братскую могилу, где покоиться мой прадед

Павленко Иван Михайлович родился в 1918 году в  хуторе Красностановский.  Мой прадед.

Ушел на фронт в 1941 году, когда ему было всего 23 года.

Список солдат, покоившихся в братской могиле:

Воиснкое звание

Ф.И.О.

Дата рождения

Дата гибели

Причина смерти

1.

рядовой

Абраменко Михаил Данилович

1913

01.08.1944г.

Погиб

2.

Безукладников Дмитрий Федорович

3.

крестьянин

Белов Алексей Иванович

02.1119…

расстрелян

4.

Председатель совета

Белов Яков Яковлевич

1893

12.05.19…

расстрелян

5.

крестьянин

Белов Константин Иванович

02.11.19…

расстрелян

6.

Боец партиз.

Бикмурзин Анатолий Алексеевич

1911

06.02.1942

погиб

7.

красноармеец

Войк Сергей Васильевич

1922

24.09.19…

убит

8.

боец

Зорин Иван Егорович

1919

03.03.1944

погиб

9.

Крестьянин военком

Коленов Александр Петрович

1883

08.05.19..

расстрелян

10.

рядовой

Кузьмин Анатолий Васильевич

14.07.1941

погиб

11.

старшина

Кулаков Давид Васильевич

1912

13.06.1944

погиб

12.

рядовой

Михалкович Николай Прохорович

1916

03.03.1944

погиб

13.

рядовой

Музакка Иосиф Александрович

24.09.1943

погиб

14.

Ст.сержант

Павленко Иван Михайлович

24.09.1943

погиб

15.

красноармеец

Подшивкин Александр Иванович

30.11.1941

убит

16.

старшина

Полищук Григорий Евгеньевич

1922

14.07.1944

погиб

17.

медсестра

Попова Анна Николаевна

1922

03.03.1944

погибла

18.

рядовой

Савельев Павел Иванович

1920

30.11.1941

погиб

19.

боец

Старцев Николай Иванович

1913

16.02.1944

Погиб

20.

боец

Сыпачева Надежда Яковлевна

1920

03.03.1944

убита

21.

боец

Терентьев Михаил Степанович

1918

03.03.1944

погиб

22.

Секретарь совета

Федоров Иван Васильевич

1897

12.05.19…

расстрелян

23.

боец

Фокин Матвей Михайлович

1903

06.02.1942

расстрелян

24.

красноармеец

Фомин Сергей Иванович

24.09.1943

погиб

25.

крестьянин

Хомутинников Сергей Семенович (Иванович)

1883

08.05.19….

расстрелян

26.

ефрейтор

Шайтанов Иван Петрович

1923

24.09.1943

убит

27.

рядовой

Юрьев Павел Федорович

1898

11.07.1944

умер от ран

28.

Рядовой

Юналайнен Арво Александрович

24.09.1943

погиб

29.

рядовой

Якушин Евгений Иванович

1921

30.11.1941

погиб

Я знаю, мой голос не слышен с небес

И писем отсюда отправить нельзя.

Я знаю, таких не бывает чудес –

У многих из наших такая стезя.

Но все же скажу… может, эти слова

На землю опустятся вместе с дождем –

И капли исчезнут потом в никуда,

Как только расскажут, что в сердце моем…

Прости меня, мама, за то, что тогда,

Сражаясь за Родину в смертном бою,

Не думал о том, как ты будешь одна

Свой век доживать, кляня долю свою.

Я шел в этот бой, не жалея себя,

За нас: за отца и за братьев родных,

За наших ребят – будь им пухом земля -

…За тех, кто страдал, оставаясь в живых.

Прости меня, мама, за то, что теперь

Стоишь пред иконой вся в черном… в слезах…

Пришлось пережить тебе столько потерь –

Я вижу: в душе пустота и в глазах.

Прости меня, мама, не плачь, а гордись:

Твой сын не старался спасти лишь себя.

Душа устремилась, свободная, ввысь.

И знай: я с тобой. Просто помни, скорбя.

Источники и литература

Источники

Фронтовые письма из семейного архива Павленко Е.В.

Переписка с военными архивами, школой  при поиске места захоронения Павленко И.М.,

Фото из семейного архива

Литература

Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности, М.:, 2004.

Артог Ф. Типы исторического мышления: презентизм и формы восприятия времени // Отечественные записки. 2004. № 5.

Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. - М.: РИД ИСПИ РАН, 2004.

Борозняк А.ФРГ: волны исторической памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41).

Вильцер Х. История, память и современность прошлого: память как арена политической борьбы // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41).

Гофман А.Б. От какого наследства мы не отказываемся? Традиции и инновации в постсоветской России // Россия реформирующаяся. Ежегодник — 2004 / Отв. ред. Л.М.Дробижева. М.:Институт социологии РАН, 2004.

Гудков Л. Победа в войне: к социологии одного национального символа (1997) Память о войне 60 лет спустя» // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41).

Гонеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания.-2002. N3. С. 178-187.

 Ю.Горский А.А. Представления о защите Отечества в средневековой Руси (XI-XV вв.)// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв).-М, 1994.21 .Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

 Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. Сост. Н.А.Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина.- Саранск, 2004.

 Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории. Сб. статей. Сост. и научный ред.Н.И. Элиасберг.- С.Петербург, 2004.

 Грачев Н. Ориентация на патриотизм // ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2000. N 8. С. 40-42.

 Иванова Н.И Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. Сборник статей. М., 2002.

 Иванова С.Ю. Государственный патриотизм альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания.2003. N3. С. 292-302.

 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. -М., 2003.

 Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.5\.Кузнецова А.В. Патриотическая идея в Российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004.

 Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.

 Левада Ю. От мнений к пониманию. М., Московская школа политических исследований, 2000.5вЛисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

 Матвиенко В. На пути к возрождению патриотизма // Военный парад. 2002. N3. С. 22-23.

 Меркушкин Н.И. Нам нужно конкурентоспособное общество// Известия Мордовии, 2005 г., 28 сентября.

 Мое Отечество Россия!: Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева И.В., Гиненский B.JI., Губанова С.И. и др. М.: «Гном и Д», 2005.

 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия// Известия Мордовии, 2000 г., 29 февраля.

 Развитие патриотизма в России XXI века. Уч. методическое пособие. -М., 2004.

Е.А. Гребнёва,

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин

ГБОУ СПО

«Михайловский профессионально-педагогический колледж»

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Трансформация общественных структур и отношений естественным образом влечет за собой кризис старой системы ценностей и идеологии, а утверждение новых институциональных форм сопровождается ростом социальной потребности в обновленном соответственно духу происшедших перемен  содержании базовых ценностей. Так произошло и в современном российском обществе: в ходе реформ были переоценены и отвергнуты официальные социокультурные ценности и идеалы, сохранявшиеся  незыблемыми в течение всего советского периода, в том числе, представления о советском патриотизме и гражданственности. На первый план вышли активно пропагандируемые реформаторами «общечеловеческие ценности», в самом понимании которых явственно ощущался глобалистский и отчасти космополитический оттенок. На идейной основе общечеловеческих ценностей планировалось осуществить экономическую и культурную интеграцию России и других постсоветских государств в мировое сообщество, включить их в сложившийся глобальный порядок.

Однако этот позитивный замысел имел своей оборотной стороной ослабление у значительной части населения законного чувства национального достоинства, развитие комплекса национальной неполноценности, раболепного преклонения перед Западом, иронического отношения к патриотическим ценностям. Трудности и негативные следствия реформирования сопровождались дальнейшим разочарованием в качествах россиян как этноса и ростом безразличия к исторической судьбе страны, политической и гражданской индифферентности. С другой стороны, утрата патриотизма способствовала усилению тенденций регионального сепаратизма, социальной безответственности властных структур и элит. Возникла угроза утраты российским обществом социальной идентичности.

Начало социально-экономической стабилизации поставило вопрос об идеологическом оформлении идущих в российском обществе процессов, прежде всего, процесса укрепления вертикали власти, преодоления тенденций регионализации. Насущной оказалась также проблема выхода из мировоззренческого и нравственного кризиса, воспитания молодых поколений на базе позитивных социокультурных ценностей. Для сохранения социальной идентичности российского общества необходимо восстановление значимости ценностей, связанных с идеями патриотизма и гражданственности. Но эта задача  достаточно сложна, поскольку речь идет не о возвращении к прежним в содержательном отношении представлениям о патриотизме и гражданственности, восходящим к советскому времени, и не о возрождении «альтернативных» диссидентских идея патриотизма и гражданственности, которые при всей их духовной позитивности имели выраженный антигосударственный характер и потому непригодны для нового этапа социального строительства. Необходимо наполнение идей патриотизма и гражданственности новым содержанием, которое было бы адекватным времени и неуязвимым для критической рефлексии и в силу этого составляло бы надежную основу для интеграции российского общества и роста социального оптимизма.

В этой связи особую актуальность приобретает социологическое исследование патриотизма и гражданственности как социокультурных концептов, имеющих глубокое ценностное содержание, изучение их динамики в мировоззрении современных россиян. Актуальность обращения к данной теме обусловлена также необходимостью развития социокультурной рефлексии российского общества и его правящей элиты, углубления знаний общества о себе самом. Мировоззренческие процессы, затрагивающие представления об историческом, геополитическом, культурном статусе России, ее судьбе в современном глобализационном контексте, о сущности российского патриотизма и месте России в мировом сообществе, о том, что значит быть российским гражданином, тесно связаны с динамикой российской социальной идентичности, которая в настоящее время поставлена под вопрос. Рефлексивное познание российским обществом самого себя неотделимо от его самосохранения. В конечном счете, актуальность заявленной нами темы определяется ее значимостью в перспективе поддержания социальной идентичности.

Степень научной разработанности проблемы. Для отечественных мыслителей всегда были центральной темой вопросы духовной и культурной самобытности России и проблемы российского патриотизма, всесторонне рассматривавшиеся в трудах классиков русской социальной и философской мысли - Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Н.Я. Данилевского, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, П.А. Сорокина, Н.С. Трубецкого, Г.О. Флоровского, в работах современных российских специалистов в области социологии, политологии и культурологии - С.С. Аверинцева, А.С. Ахиезера, Э.М. Андреева, B.JL Дорошенко, Ю.А. Левады, Д.С. Лихачева, В.Н. Синюкова, Ж.Т. Тощенко, Ф.Э. Шереги и др.

Анализ патриотизма в более широком социальном и социетальном контексте требует привлечения концептуальных средств социологии. Здесь необходимо особо отметить теоретические разработки А.Н. Малинкина.

Региональные аспекты патриотизма затрагиваются в работах М.П. Крылова, Л.В. Смирнягина.

Важное место в исследовании проблем патриотизма занимает изучение сущности и динамики социальной идентичности россиян. В целом проблемы социальной идентификации индивида изучались социальными психологами и социологами, здесь необходимо отметить А. Тайфеля, Дж. Тернера, 3. Фрейда, Э. Эриксона, а также работы отечественных исследователей - С.И. Ивановой, Н.Н. Корж, Н.М. Лебедевой, В.Н. Павленко. Более конкретно проблемы формирования новой российской национальной идентичности исследуются Б.Е. Винером, Л.Д. Гудковым, А.В. Кузнецовой, Е.А. Кублицкой, В.В. Лапкиным, В.И. Пантиным, З.В. Сикевичем.

Патриотизм и гражданственность являются важными характеристиками отношения государства и человека в современном мире. Они становятся основой формирования мировоззрения гражданина. На каждом этапе своей жизни человек формируется как личность, определяет свое мировоззрение. Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.

Среди важнейших мировоззренческих принципов часто называют патриотизм (любовь к родине, преданность отечеству, забота о его процветании) и гражданственность (ощущение себя полноправным членом политического сообщества и готовность активно действовать для его процветания). Между этими понятиями существует сходство - положительное отношение к своей стране и желание быть ей полезным, эти чувства используются обществом для защиты от внешней агрессии. Вместе с тем они отличаются друг от друга: гражданственность является более осознанным чувством и подразумевает наличие определенных действий человека, кроме того патриотизм не зависит от способа управления государством, а гражданственность характерна только для демократии. Противоположные понятия для патриотизма - космополитизм, для гражданственности - аполитичность. Существуют разные определения патриотизма, среди которых можно выделить следующие:  эмоциональное отношение к родине - чувство любви и преданности, готовность служить ей и защищать ее от врагов; любовь к родине, преданность отечеству, забота о его процветании;  сложное, многогранное чувство, проявляющееся в любви к земле, где человек родился и прожил много лет и где жили его родители и предки, к окружающей природе, к своему народу, его языку, традициям и культуре, к представляющему народ государству; в гордости за свою страну и ее достижения (патриотизм бывает локальный - любовь к своему краю, и общегосударственный - любовь к отечеству, представляемому государством).

Часто патриота своей страны называют Гражданином с большой буквы. Этот термин имеет 2 значения - правовое и нравственное.
В Конституции РФ определено правовое содержание понятия "гражданин" (Статья 6).

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В последнее время в связи с процессами глобализации во многих странах предпочитают вместо патриотизма говорить о гражданственности или лояльности. Понятие "патриотизм" в ряде стран, приверженных одной идеологии или религии, подразумевает слепое следование этой идеологии, готовность отдать свою жизнь не просто за свою родину, но и за идею или религию. Это свойственно в частности мусульманским экстремистам, в то время как настоящий ислам является миролюбивой религией. В связи с этим в некоторых либерально-демократических государствах часто употребляют термины "гражданственность" и "лояльность". Слово лояльность происходит от английского loyal "верный" и означает приверженность индивида или группы целям и ценностям тех или иных институтов и идеологий, выражающаяся в соответствующем образе мыслей и поведении. Часто синонимом этого слова называют законопослушность.

Что же объединяет понятия гражданин и патриот? В первую очередь - ответственность перед своей страной, своим народом, родными и близкими. Таким образом, ответственность неразрывно связана с гражданственностью, патриотизмом, лояльностью.

Изучение родословной семьи – фактор социализации и самоопределения подростков.

На сегодняшний день в нашем обществе существуют проблемы:

1. ценности семьи, укрепления родственных и семейных отношений, уважения и бережного отношения к старшим поколениям;

2. проблема долга и ответственности молодого поколения перед семьей, перед представителями старших поколений;

3. проблема самопознания, социализации молодого поколения и самоопределения в обществе.

Эти проблемы необходимо решать, а решать их можно, привлекая детей к изучению родословной семьи; ведь любовь к Родине начинается с семьи, с отчего дома, с жизненного пути старших поколений, которые являются живой историей нашей Родины. Читать и знать эту историю обязаны мы внуки. Знание родословной семьи помогает подросткам познать самого себя, определить задатки способностей, талантов, заложенных в нем генетически, дает возможность правильно построить траекторию своего развития. Семья – маленькая частица нашей большой Родины. Слова «Родина» и «Отечество» происходят от слов родить, отец. Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт. Именно в семье формируются основные стереотипы поведения, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья детей. Дети и подростки, познавая своих предков, свою родословную, познают себя, как частицу рода. У них формируются чувство долга и ответственности перед родителями, семьей, старшим поколением, Родиной, Отечеством. Изучая родословную своей семьи, дети начинают понимать, что их родословная это история нашей Родины, печальная и великая, торжественная и радостная. В подростковом возрасте дети уже должны понять и осознать: «История моих предков - это моя гордость, моя родословная - это живая иллюстрация к истории страны».

Каждый подросток должен понять, какая историческая судьба у его рода, какой ценой досталось нам сегодняшнее благополучие, какие усилия приложили для этого родители, бабушки и дедушки. Современные бабушки и дедушки, представители старших поколений закладывали города, строили фабрики и заводы, защищали Родину - это живая история нашей страны. Читать и знать эту историю обязаны внуки и правнуки. Преклоняться перед стариками, гордиться своими бабушками и дедушками, их героическим боевым и трудовым жизненным путем должен каждый подросток. От уважения и признания заслуг старшего поколения, от их авторитета в семье, от внимания и заботы оказываемой им, зависит воспитание их внуков в духе гражданственности, патриотизма, ответственности и долга перед старшим поколением, семьей, Родиной. Изучение родословной своей семьи не только воспитывает высокие нравственные и гражданские качества, укрепляет институт семьи, воспитывает бережное отношение к истории и исторической памяти, но и помогает понять подростку, как правильно построить стратегию своего развития, учит, какую выбрать профессию, как правильно реализоваться в жизни. Подросток должен понять, что стать более успешным, достичь высоких результатов в профессии, карьере, в своём развитии и жизни в целом можно, учитывая наследственные, генетически обусловленные возможности своего организма, выявленные при изучении родословной семьи. Построение правильной траектории своего развития, успешность в своей профессии, карьере, адаптация в обществе, правильная социализация и реализация в жизни,– вот результат изучения и анализа наследственных возможностей, выявленных при изучении родословной семьи.

Таким образом, изучение и знание родословной своей семьи имеет большие воспитательные возможности:

1. воспитывает чувство патриотизма у подростков;

2. долга и ответственности перед старшими поколениями, укрепляет родственные и семейные отношения;

3. помогает подростку познать самого себя, определить, задатки каких способностей и талантов заложены в нем генетически, что позволит правильно выстроить траекторию его развития;

4. помогает его успешной социализации и самоопределению в обществе.

В результате исследовательской работы я воссоздала генеалогическое древо нашего рода и сделала следующие выводы:

1.Что представители моей родословной любят людей и нашу Родину. Мои дедушки героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, а бабушки трудились в тылу, защищая Родину. Мои родители имеют чувство долга и ответственности перед семьей, обществом, нашей Родиной. Патриотизм и гражданственность - основные качества характера моих родных.

2. Мои предки имеют хорошие крепкие семьи, воспитали, уважающих семейные традиции детей, честно выполняют свои служебные, семейные обязанности, Чтят семейные традиции, бережно относятся к истории нашей семьи.

Я горжусь тем, что мои родственники патриоты нашей Родины. Я тоже люблю Родину и мой родной край и город, где я родилась и выросла. Изучая родословную своей семьи, я смогла построить траекторию своего развития. Я думаю, что изучение родословной моей семьи, поможет мне с выбором профессии, поможет правильно реализоваться и добиться успеха в профессиональной деятельности, в обществе в целом.

«Эта память- наша совесть»

Павленко Елена Владимировна

Руководитель:    

  преподаватель социально-гуманитарных дисциплин Гребнёва Елена Анатольевна,

       ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»

Одним из приоритетных направлений деятельности современных образовательных учреждений различных уровней является патриотическое воспитание. В частности, стратегическим направлением программы развития ГБОУ СПО Михайловский профессионально- педагогический колледж является создание условий для личностной самореализации, духовно-нравственного и патриотического воспитания гражданина в учреждении профессионального образования .

Учитывая переход  на новые образовательные стандарты нельзя забывать, что компетентностный подход является ключевым его моментом При формировании важнейших компетенций погружение в практическую работу, социальную сферу жизнедеятельности является эффективным и перспективным приёмом обучения.

Естественно, патриотическое воспитание не возможно без формирования исторической памяти и эстетической культуры обучающихся.

 Без воспитания чувства благодарности и признательности тем, кто положил свою жизнь на алтарь Победы, без бережного отношения к прекрасному, к окружающей природе не может быть настоящего патриота и гражданина. Именно при реализации таких, как данный, социально значимых проектов происходит становление нашей гражданской позиции .

Социальное проектирование есть способ выражения обучаемыми идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для преподавателя социальное проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать социальные компетентности учащихся, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.

Чтобы развить у студентов демократические привычки, помочь им стать активными гражданами нашего государства, стоит самим создать свой социальный проект- макет общественных отношений и именно это позволить увидеть, осознать социально-значимые проблемы города, проблемы других людей.

Работа над социальным проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе выявляем социальную проблему, проводим анализ, определяем цели, задачи проекта, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. На этапе реализации социального проекта учащиеся собирают информацию, выполняют исследования, ищут деловых партнеров, проводят плановые мероприятия, (роль учителя на этом этапе - консультант). Следующий этап – этап презентации проекта, когда происходит устная защита проекта,обучающиеся представляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль учителя на данном этапе - консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, подводим итоги, анализируем результаты, определяем социальную значимость проекта, информируем общественность о результатах проекта. 

Функции проекта ««За родные края- навстречу свинцовому ветру» .

Это многофункциональный проект. Трудно переоценить его значимость не только для учащихся, но и для всех участников образовательного процесса. Функции проекта:

·                   познавательная;

·                   развивающая;

·                   духовная;

·                   нравственная;

·                   социальная;

·                   гражданская…

Цели и задачи проекта.

Гипотеза: в наших силах сделать окружающий мир прекраснее, сохранить память о героических страницах Великой Отечественной войны, ее участниках.

Цель – создание условий для осуществления гражданско-патриотического, эстетического воспитания молодежи через организацию практической деятельности по благоустройству окружающего пространства.

Задачи:

·                   формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества;

·                   разработка и осуществление проектов;

·                   развитие интереса обучающихся к проектированию и исследованию, знакомство с методами проведения проектирования и исследования, освоение основных способов проектной деятельности;

·                   обеспечение взаимодействия организаций и предприятий различных форм собственности;

·                   распространение  краеведческих, эстетических знаний;

·                   освоение учащимися навыков коммуникативной культуры, коллективного труда;

·                   развитие эстетических вкусов, аналитических навыков и навыков критического мышления.

Сила проекта не только в погружении обучаемых в социальную среду, а в привлечении памяти о своих родных, которые в страшное, жестокое время ценой своей жизни отстояли наше право творить современную историю страны. Мы не Иваны не помнившие своего родства, а гордые потомки, храним и бережем память о героях той большой войны.

Этапы реализации проекта

«За родные края- навстречу свинцовому ветру». 

№ п/п

Название этапа

Цель

1.

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта.

2.

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности.

3.

Практический

Реализация проекта.

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений

5.

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

Предполагаемые результаты, социальная значимость.

№ п/п

Предполагаемый результат

1.

Пополнение материалов музея.

2.

Создание мультимедийной библиотеки по краеведческим материалам.

3.

Создание и проведение интегрированных уроков с применением добытых материалов.

4.

Приобщение обучающихся к героическому прошлому нашей Родины, города, семьи

5.

Формирование гражданской позиции

6.

Организация социально-значимой общественной деятельности

7.

Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, эстетической культуры.

8.

Создание условий для саморазвития, самоутверждения, самовыражения, социальной адаптации личности.

9.

Сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны

Профессионализм будущего учителя – вот слагающая  успеха в  современном обучении тем более если это качество приобретено через собственный опыт, через память крови и гордость за родных и близких.

Ранним воскресным утром фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну мощнейший по своей силе и масштабу удар.

         Жестокость врага и единая цель уничтожить нас становится видна и чувствуется только спустя годы. Не было ни одной семьи не испытавшей ужасов и тягостей военного времени, сколько потерь, сколько горя принесло то время. До сих пор доносятся отголоски, сколько ещё родных не знают о судьбе своих родных. Не знают  где покоятся их останки, погребены ли они.

Сколько раз мы читали книги, смотрели фильмы, перебирая домашний альбом я нашла военные снимки, на мой вопрос кто на них услышала рассказ о своем прадеде, ушедшем на фронт и не вернувшемуся с него, захотелось узнать где он погиб, как это случилось. Бабушка подсказала  предположительное последнее географическое упоминание, откуда пришло последнее письмо. Завязалась переписка с архивами, школьным музеем, удалось отыскать братскую могилу, где покоиться мой прадед

Павленко Иван Михайлович родился в 1918 году в  хуторе Красностановский.  Мой прадед.

Ушел на фронт в 1941 году, когда ему было всего 23 года.

Список солдат, покоившихся в братской могиле:

Воиснкое звание

Ф.И.О.

Дата рождения

Дата гибели

Причина смерти

1.

рядовой

Абраменко Михаил Данилович

1913

01.08.1944г.

Погиб

2.

Безукладников Дмитрий Федорович

3.

крестьянин

Белов Алексей Иванович

02.1119…

расстрелян

4.

Председатель совета

Белов Яков Яковлевич

1893

12.05.19…

расстрелян

5.

крестьянин

Белов Константин Иванович

02.11.19…

расстрелян

6.

Боец партиз.

Бикмурзин Анатолий Алексеевич

1911

06.02.1942

погиб

7.

красноармеец

Войк Сергей Васильевич

1922

24.09.19…

убит

8.

боец

Зорин Иван Егорович

1919

03.03.1944

погиб

9.

Крестьянин военком

Коленов Александр Петрович

1883

08.05.19..

расстрелян

10.

рядовой

Кузьмин Анатолий Васильевич

14.07.1941

погиб

11.

старшина

Кулаков Давид Васильевич

1912

13.06.1944

погиб

12.

рядовой

Михалкович Николай Прохорович

1916

03.03.1944

погиб

13.

рядовой

Музакка Иосиф Александрович

24.09.1943

погиб

14.

Ст.сержант

Павленко Иван Михайлович

24.09.1943

погиб

15.

красноармеец

Подшивкин Александр Иванович

30.11.1941

убит

16.

старшина

Полищук Григорий Евгеньевич

1922

14.07.1944

погиб

17.

медсестра

Попова Анна Николаевна

1922

03.03.1944

погибла

18.

рядовой

Савельев Павел Иванович

1920

30.11.1941

погиб

19.

боец

Старцев Николай Иванович

1913

16.02.1944

Погиб

20.

боец

Сыпачева Надежда Яковлевна

1920

03.03.1944

убита

21.

боец

Терентьев Михаил Степанович

1918

03.03.1944

погиб

22.

Секретарь совета

Федоров Иван Васильевич

1897

12.05.19…

расстрелян

23.

боец

Фокин Матвей Михайлович

1903

06.02.1942

расстрелян

24.

красноармеец

Фомин Сергей Иванович

24.09.1943

погиб

25.

крестьянин

Хомутинников Сергей Семенович (Иванович)

1883

08.05.19….

расстрелян

26.

ефрейтор

Шайтанов Иван Петрович

1923

24.09.1943

убит

27.

рядовой

Юрьев Павел Федорович

1898

11.07.1944

умер от ран

28.

Рядовой

Юналайнен Арво Александрович

24.09.1943

погиб

29.

рядовой

Якушин Евгений Иванович

1921

30.11.1941

погиб

Я знаю, мой голос не слышен с небес

И писем отсюда отправить нельзя.

Я знаю, таких не бывает чудес –

У многих из наших такая стезя.

Но все же скажу… может, эти слова

На землю опустятся вместе с дождем –

И капли исчезнут потом в никуда,

Как только расскажут, что в сердце моем…

Прости меня, мама, за то, что тогда,

Сражаясь за Родину в смертном бою,

Не думал о том, как ты будешь одна

Свой век доживать, кляня долю свою.

Я шел в этот бой, не жалея себя,

За нас: за отца и за братьев родных,

За наших ребят – будь им пухом земля -

…За тех, кто страдал, оставаясь в живых.

Прости меня, мама, за то, что теперь

Стоишь пред иконой вся в черном… в слезах…

Пришлось пережить тебе столько потерь –

Я вижу: в душе пустота и в глазах.

Прости меня, мама, не плачь, а гордись:

Твой сын не старался спасти лишь себя.

Душа устремилась, свободная, ввысь.

И знай: я с тобой. Просто помни, скорбя.

Источники и литература

Источники

Фронтовые письма из семейного архива Павленко Е.В.

Переписка с военными архивами, школой  при поиске места захоронения Павленко И.М.,

Фото из семейного архива

Литература

Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности, М.:, 2004.

Артог Ф. Типы исторического мышления: презентизм и формы восприятия времени // Отечественные записки. 2004. № 5.

Андреев Э.М., Кузнецова А.В. Культура патриотизма и консолидация общества. - М.: РИД ИСПИ РАН, 2004.

Борозняк А.ФРГ: волны исторической памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41).

Вильцер Х. История, память и современность прошлого: память как арена политической борьбы // Неприкосновенный запас. 2005. № 2–3 (40–41).

Гофман А.Б. От какого наследства мы не отказываемся? Традиции и инновации в постсоветской России // Россия реформирующаяся. Ежегодник — 2004 / Отв. ред. Л.М.Дробижева. М.:Институт социологии РАН, 2004.

Гудков Л. Победа в войне: к социологии одного национального символа (1997) Память о войне 60 лет спустя» // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41).

Гонеева В.В. Патриотизм и нравственность // Социально-гуманитарные знания.-2002. N3. С. 178-187.

 Ю.Горский А.А. Представления о защите Отечества в средневековой Руси (XI-XV вв.)// Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв).-М, 1994.21 .Государственная программа « Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы».

 Гражданское образование. Учебно-методическое пособие. Сост. Н.А.Ануфриева, Т.П. Лунина, Н.Н. Пивкина.- Саранск, 2004.

 Гражданско-правовое образование и воспитательный потенциал курсов истории. Сб. статей. Сост. и научный ред.Н.И. Элиасберг.- С.Петербург, 2004.

 Грачев Н. Ориентация на патриотизм // ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2000. N 8. С. 40-42.

 Иванова Н.И Исследование социальной идентичности у студентов педагогических вузов // Идентичность и толерантность. Сборник статей. М., 2002.

 Иванова С.Ю. Государственный патриотизм альтернатива идеологии национализма и космополитизма // Социально-гуманитарные знания.2003. N3. С. 292-302.

 Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. -М., 2003.

 Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М., 2004.5\.Кузнецова А.В. Патриотическая идея в Российском обществе: генезис, состояние, тенденции. М., 2004.

 Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм основа формирования новой российской идентичности. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.

 Левада Ю. От мнений к пониманию. М., Московская школа политических исследований, 2000.5вЛисовский В.Г. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

 Матвиенко В. На пути к возрождению патриотизма // Военный парад. 2002. N3. С. 22-23.

 Меркушкин Н.И. Нам нужно конкурентоспособное общество// Известия Мордовии, 2005 г., 28 сентября.

 Мое Отечество Россия!: Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Богачева И.В., Гиненский B.JI., Губанова С.И. и др. М.: «Гном и Д», 2005.

 Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия// Известия Мордовии, 2000 г., 29 февраля.

 Развитие патриотизма в России XXI века. Уч. методическое пособие. -М., 2004.