О.И. Богучарская,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 11
г. Михайловки
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ И МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
"Я бы хотел, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам. Никакой Интернет и никакое ТВ не заменят живое общение с историей"
Председатель Союза Краеведов России
Сигурда Оттович Шмидт
Сегодня, когда в нашу жизнь активно вошли Интернет и компьютер, ТВ и западная кинопродукция, у музея, и, в первую очередь, у школьного музея, есть возможность окунуть ребенка в мир живой истории, познакомить с историей семьи, села, края, дать шанс ухватиться за "времен связующую нить", сохраняя в нас остатки духовности, формируя патриотизм. Горько видеть и осознавать, как мы становимся "Иванами, не помнящими родства..." Каждый человек тысячами нитей связан со своей малой Родиной. У каждого поселка, улицы, уголка на карте, где ты родился, вырос и живешь - свое лицо, своя легенда и история.
Сегодняшние достижения обновляющейся России не так еще велики, чтобы вызвать у учащихся высокий дух патриотизма. Прошлое же, не смотря на известные изъяны, не может не вызывать гордости за своих далеких предков, за свой народ. Главная задача школьного музея - содействовать воспитанию поколения людей, знающих и любящих свой край, уважающих прошлое своего народа, умеющих ценить и понимать настоящее.
Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.
Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, формирование у школьников чувства национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.
У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной, народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.
С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.
Сегодня упоминаний о школьном музее, а тем более музейном уголке, не найти ни в Законе «Об образовании», ни в Законе «О музейном фонде РФ». Однако, несмотря на это, учителя школ продолжают вовлекать учащихся в эту интересную и полезную работу.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
Школьный музей – это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.
Музейная педагогика, пришедшая в школу, - большой помощник в этом деле. Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии.
Первоначально оно трактовалось, как направление музейной деятельности и было ориентировано преимущественно на работу с учащимися.
В нашей стране понятие музейной педагогики начало употребляться с начала 1970 года и постепенно получало все большее распространение. Авраам Моисеевич Разгон в 1982 г. на конференции в Иваново «Музей и школа» первым сказал о том, что создание такой научной дисциплины, как музейная педагогика, «находящееся на стыке целого комплекса наук, ныне представляется уже не какой-то отдаленной перспективой, а насущной практической задачей». Для разработки музейной педагогики имелись серьёзные исторические предпосылки. По существу, отечественная теория музейной педагогики начала формироваться в конце XIX - начале XX веков, получив наиболее полное обоснование в трудах основоположников экскурсионной школы (Н.А. Гейнике, И.М. Гревс, Б.Е. Райков) и сторонников широкого использования в целях образования педагогических, школьных и детских музеев (М.В. Новорусский, М.С. Страхова, Н.А. Флеров и др.) [1].
В период становления музейной педагогики как научной дисциплины их взгляды, обогащенные сформировавшейся к концу 1980-х годов концепцией нового педагогического мышления, в основе которого лежали идеи гуманизации и гуманитаризации образования через обращение к мировой культуре, истории, духовным ценностям, стали особенно актуальными.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются разнообразные методики работы с учащимися в школе, изменяющие их роль и позиции в музейно-педагогическом процессе.
Зачем же нужна музейная педагогика в школах?
Она может оказать неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму - интересно не разрушать, а созидать.
Отличительные черты обучения в музейной педагогике - неформальность и добровольность. Особенностью обучения является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе [2].
В последние годы в связи с общей демократизаций культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для России понятия «музейная педагогика».
Беседы о культуре в школе и занятия в музее сопровождаются так называемыми творческими заданиями.
Занятия с детьми решают следующие задачи:
1) научить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
2) формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с памятниками истории и культуры;
3) формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
4) развивать способность к эстетическому созерцанию сопереживанию;
5) формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Содержание бесед помогает ребенку создать в своем воображении максимально цельную картину окружающего мира, совершить собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества, ощутить себя наследником этого богатства. На конкретном материале и доступных предметах детям предоставляется возможность размышлять над следующими проблемами:
- что такое предмет, его свойства;
- какова эстетика вещи, ее особое значение как старинного предмета;
- в чем сущность, преемственность, неразрывность исторического времени;
- чем выражается взаимосвязь между временем, вещью и человеком;
- как объяснить понятие памятник истории, культуры, природы. Многообразие памятников. Памятник - предмет, миф, легенда, сказка, произведение народного искусства, природный объект.
Сложно? Нет. Игровая форма объяснения материала не только делает его доступным, но и вызывает большой интерес у ребенка.
В качестве одного из важнейших критериев при отборе материала для беседы выступает воспитательный аспект. Культурное наследие, доставшееся нам в виде технических достижений произведений искусства, литературы, устного народного творчества - подлинных эстетических ценностей, должно служить в качестве противоядия распространившимся сегодня псевдоценностям массовой культуры.
Приобщение ребенка к предметному миру культуры требует от педагога не только обширных знаний, но и владение методикой музейной педагогики.
В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Необходимо выбрать из него то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности. Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как научить детей, чтобы вызвать у них интерес, желание приходить на подобные занятия - вывод на анализ методов обучения детей.
Метод - это связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Материал дети могут усвоить только в определенных формах познавательной теоретической или практической деятельности. И именно эта форма усвоения содержания материала и является методом обучения.
Методы, используемые в работе с детьми, целесообразно классифицировать в две большие группы: методы по преимущественному источнику получения знаний и методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные- формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные- формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические- формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
Репродуктивные -формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти.
Объяснительно-иллюстративные- формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
Проблемно-поисковые- организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Еще раз подчеркну, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира [3].
Хочу закончить словами Д.С. Лихачева: «Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура… Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Музееведение: музеи исторического профиля - М., 1988.
2. Музей и дети: Методика разработки занятий с младшими школьниками - М., 1994.
3. Музей и культура: Программа. Опыт внедрения / Под редакцией Е.Г. Вансловой - М., 1995.
4. Преподавание истории в школе - № 2. 2003.
5. Работа со школьниками в краеведческом музее / Под редакцией Н. М. Ланковой - М., 2001.
6. А.Т.Степанищев. Методический справочник учителя истории - М., 2001.
7. Л.М.Фридман, К.Н.Волков. Психологическая наука учителю - М., 1985.
9. Музейная педагогика: Сборник «Музееведение исторического профиля»- М., 1988. - С.62-70.
10. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю.Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурно-образовательная деятельность музеев» - М., 1997. - С.102-105.
11. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001 - С.34-37.