О.Г. Березина,

старший воспитатель МБОУ ДОУ 

детский сад  общеразвивающего вида

с приоритетным физкультурно-оздоровительным

направлением №2 «Тополёк»

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.    

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.

В.А.Сухомлинский утверждал, что ребёнок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране.

Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать с раннего детства. Патриотизм у детей дошкольного возраста требует первоначальных знаний об истории нашей Родины, самобытной русской культуры, истории родного края, героико-военного прошлого нашей страны.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:

- систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

- создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;  

- формировать социальную компетентность дошкольников;

- вовлечь родителей в воспитательный процесс;

Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога – один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях. Для этого с педагогами  проводятся консультации («Воспитание юного гражданина и патриота», «Планирование работы по патриотическому воспитанию», «Что лучше худой мир или хорошая война?» и др.), тематические семинары («Русские куклы), круглые столы, дискуссии. При этом используются информационно-коммуникационные средства.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

- тематические занятия;

- создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию;

- экскурсии по городу, в музеи;

- взаимодействие с родителями;

- взаимодействие с социумом.

Воспитательный   процесс по патриотическому направлению строим из  следующих взаимосвязанных блоков:

1 Блок  культурно-исторический - включает в себя занятия фольклорного цикла и знакомит детей с культурным наследием России

2 Блок краеведческий - включает в себя знакомство с понятием малой Родины, историей родного города, культурно- историческими особенностями родного  края

3 Блок героико-патриотический - включает подготовку детей к празднованию Дня защитника Отечества, Дню Победы, чествованию ветеранов и пожилых людей

4 Блок толерантности - посвящен дружбе, миролюбию; знакомству с культурой других народов

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание развивающей среды. Предметная среда насыщена такими материалами и пособиями, чтобы ребенок, выполняя самостоятельную работу, играя, участвуя в совместных мероприятиях, незаметно, постепенно впитывал особенности культуры, быта народов, населяющих наш край, проникался сознанием важности и необходимости   трудовых усилий для процветания родного города и страны. Дидактические настольные игры – лото, разрезные картинки, пазлы, домино и т.п. – содержат краеведческий материал. Книги фотоальбомы в доступной форме знакомят детей с городом, его достопримечательностями, национальными особенностями жителей. Карты Волгоградской  области позволяют путешествовать по ним, находить знакомые улицы, реки   и.т.д. Все развивающие материалы, выставочные предметы доступны для каждого ребенка, удобно расположены.    

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит  от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

С родителями запланированы тематические встречи, акции, круглые столы. Родители являются не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Они принимают участие не только в праздниках, где играют роли, участвуют в играх, но и совместно с воспитателем обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях, семинарах. Большую роль оказывают родители в оформлении уголков, в изготовлении наглядных пособий.

Ожидаемые результаты:

- аннотированный каталог методической литературы по патриотическому воспитанию;

- презентация дидактических игр;

- сборники консультаций для педагогов и родителей;

- выработаны единые требования к  содержанию работы по патриотическому воспитанию в разных возрастных группах, а так же к содержанию уголков патриотического воспитания в группах.