den otkrytyh dverey042024

И.С. Киреева, Е.А. Агашева,

преподаватели

ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-

педагогический колледж»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Гордиться славою своих предков

не токмо можно, но и должно:

не уважать оной есть постыдное равнодушие»

А.С. Пушкин

Размышляя над темой статьи, припомнили случай из своей педагогической практики. Мы  пригласили на классный час в свою группу учительницу, всю жизнь отдавшую школе. Она обещала подумать, а потом позвонила, извинилась и отказала. Мы старались понять, почему? А она объяснила просто. То, что было интересно в годы 60-е, годы ее молодости, нынешней молодежи не интересно и не актуально. Раньше они старались учиться лучше, стремились знать больше, а сейчас все равно за родительские деньги можно поступить в любое учебное заведение, какое пожелаешь. Лучшим выпускникам давалось право выбора мест  распределения на работу, а сейчас посмотрите, сколько дипломированных безработных специалистов.

Изменилось время - изменились и нравственные ценности. За двадцать с лишним лет выросло поколение без какой-нибудь идеологии, утратившее внутренний стержень.

Поэтому в настоящее время в связи с резким падением нравственного уровня общества остро ощущается необходимость возрождения культуры, изучения истории народа, восстановления духовности.

Любовь к Родине, иcтории своей страны прививается со школьной скамьи. И цель этой работы заключаться в идее  изучения малой родины, где человек родился и живет, как первого шага в формировании патриотического мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Через понимание малой родины юный гражданин осознает сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Изучая свой родной край, молодежь знакомится с конкретными фактами из его политической, культурной, общественной, экономической жизни, общими процессами и закономерностями развития страны и региона, проявлением региональных особенностей при рассмотрении общих тенденций развития российского общества, влиянием этих особенностей на жизнь их семей в настоящем и будущем.

Узнавая наш родной казачий край, молодежь приобщается к истории  и культуре народов, проживающих в нем, их менталитете и традициях, создания сел, деревень, что дает знания о своей родословной – все это формирует чувство «малой родины». Основа этнологии (одежды, обычаев, традиций) также способствует формированию толерантности в межнациональном общении.

Реализация историко-краеведческого компонента осуществляется  через интеграцию усилий всех субъектов образовательного и воспитательного процессов.

ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» недавно отметил свой юбилей – 85 лет. Это учебное заведение со сложившимися традициями, своей историей, всегда готовившее специалистов высокого уровня.

Каждая учебная дисциплина важна и имеет разные возможности воздействия на обучающихся. Хотелось бы коснуться вопроса воспитания чувства патриотизма на специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий.  Казалось бы, специальность далекая от высоких слов и идей. Но, как сказал известный детский поэт С. Михалков «Кто штаны ребятам шьет? Ну, конечно, не пилот». Итак, все профессии важны, все профессии нужны. И при ее постижении нужно доходить до ума и сердца своих питомцев.

Так на 2 курсе будущие конструкторы-модельеры  изучают дисциплину «История стилей в костюме», она  включает в себя:  искусство определенной эпохи,  характеристику данного исторического периода и связанные с ним особенности стилевых направлений в архитектуре  и живописи.

Характеризуя костюм определенной эпохи или народа, заостряется внимание обучающихся на бытующие в тот или иной период представления об эстетическом идеале человека, деталях костюма, способах и манерах его ношения, на взаимосвязь формы костюма, формы тела человека и свойств используемых материалов, на отражение в костюме характерных особенностей стиля искусства рассматриваемой эпохи, на эстетические ценности костюма разных времен и народов.

Для более полного и всестороннего изучения дисциплины отдельные вопросы, например "Прикладное искусство разных эпох и народов", "Народные костюмы разных губерний России" и др., дополнительно самостоятельно изучаются студентами (разработка проектов). На занятиях широко используются  репродукции произведений искусства - рисунки костюмов, орнаментов, предметов быта. По возможности,  некоторые занятия проводятся  в музеях и картинных галереях, организуются экскурсии, поездки по историческим местам и т. д.

Кроме этого, изложение учебного материала сопровождается  иллюстрированными отрывками из произведений художественной литературы, в которых даются описание костюмов, образное представление о нравах и обычаях народов.

Студенты  4 курса специальности  на дисциплинах «Формообразование и декор костюма в народном стиле» и «Дизайн в костюме» изучают особенности русского национального костюма, который является неотъемлемой частью материальной культуры. Форма одежды, конструктивное и декоративное решение всегда зависели от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий и сложившихся исторических условий. Народный костюм сконцентрировал вековой опыт народа. Его основной смысл, ценность и философия – в демократичности, функциональности, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности. Жизненная основа народного костюма в том, что он всегда был обращен к человеку, к его повседневной жизни. И это делает его понятным и любимым для русского человека.

Необычно самобытен и оригинален костюм народов, населяющих нашу страну, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений, разнообразие приемов изготовления. Народный национальный костюм не является застывшей в своих формах неизменной категорией. Народ вырабатывал и сохранял для костюма формы, соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, эстетическим представлениям о красоте. Так климатические условия, род занятий определили распространение у русских, как и других славянских народов, традиционной зимней одежды из овчины (тулуп, зипун, и т.п.), отличающийся у каждой национальности формой, длиной, композиционным и конструктивным решением.

Русский национальный костюм впервые был представлен в Москве в 1867 году на русской этнографической выставке. Сами слова: сарафан, душегрея, понева, - это уже история. А красный цвет употреблялся на Руси в народной речи для обозначения чего-то хорошего, светлого, нарядного или дорогого, почетного, ценного: красна девица, красно солнышко, красный угол и т.д.

Сейчас уже мало кто знает, что удовольствием в холода носить валенки, они обязаны русским. Валенки, катанцы, коты, чуни, кеньги – все это разновидности обуви,  свалянной из овечьей шерсти, дошедшей и действующей в наши дни.

Головной убор также являлся важнейшим элементом народного костюма, служил своеобразной визитной карточкой. По нему можно было узнать  из какой местности его владелица, ее возраст и семейное положение. У девичьего убора была открыта макушка, женщины же полностью закрывали волосы, т.к. по обычаям показывать их было нельзя.

Анализируя историю народного костюма, рассматривая современный костюм, можно сделать вывод, что и в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает костюм самобытнее, роднее, ближе, дороже.

Особое внимание уделяется теме «Казачество – традиции, обряды, быт, костюм». Так как мы живем в казачьем краю, который отличается своей культурой, историей быта, традиций, обрядов, образом жизни. Ведь казачество было опорой самодержавия. За верность государю оно получало хорошее жалование, земельные наделы, поэтому по сравнению с другими слоями населения казаки были людьми зажиточными. Они строили добротные по тем временам дома (курени) с большим, просторным базом (двором) и постройками для скота и другой живности. Главное место в курене занимал красный угол с божницей, где стояли семейные иконы, которыми благословляли рождение детей, молодых на семейную жизнь, на военную службу. Семейные иконы передавались по наследству по мужской линии.

Казачий наряд (женский и мужской)  создавался на основе национальной одежды  славян, татар, турок и т.д.,  в течение   столетий он видоизменялся. Именно эту тематику выбирают студенты для своих проектов.

За всеми этими внешними атрибутами стоит история и трагедия казачества, страшные 30-е годы отмеченные политикой «расказачивания», когда истреблялись целые семьи, станицы. Памятник жертвам такого геноцида стоит в городе Серафимовиче на правом высоком берегу Дона, у которого мы со студентами побывали. Но казачество выжило, сохранило свои традиции, исторические корни, самобытность и культуру. Предметом гордости и любви наших земляков являются ансамбли «Лазоревый цветок», « Казачий круг» и т.д., концерты которых мы посещаем с удовольствием и наслаждением. Они помогают воспитывать в людях любовь к своей малой родине, своему селу, городу, народным традициям, эстетический вкус.

Важной составной частью предметного мира является одежда, костюм. Выразительный, образно решенный способствует раскрытию внутреннего   мира человека, его индивидуальных достоинств. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Встречают по одежке, а провожают по уму». А ум проявляется в том, как человек держит себя, как и что говорит, как обращается с людьми. Все это плод нравственного и эстетического воспитания.

В процессе работы со студентами накоплен богатый материал о своем крае, традициях, обычаях и т.п., который используется на занятиях. Главным результатом работы является интеллектуальная, творческая личность, с высокой степенью самостоятельности, высокой культурой, способностью организовывать свою деятельность и любящей свой родной край.

Литература

1. Вопросы казачьей истории и культуры: Выпуск 7/ М.Е. Галецкий, Н.Н. Денисова, Г.Б. Луганская.

2. Кирсанов Р.М. Костюм в русской художественной культуре XYIII  - первой половины ХХ вв. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1995г.

3. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов – М.: Академия моды, 1993 – 1995 г.

4. Пармон Ф.М. Композиция костюма. Одежда, обувь, аксессуары – М.: Легпромбытиздат, 1997г.

5. Сухоруков В.Д. Историческое описание Земли Войска Донского -  Изд. – 2-е.- Новочеркасск, 1903.