МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж»
V РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ:
ОПЫТ. МЕТОДИКА. СОВРЕМЕННОСТЬ»
Традиционная V Региональная научно-практическая конференция «Героико-патриотическое воспитание молодёжи: опыт, методика, современность» организована по инициативе ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» при поддержке ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», ГОУ ДПО ПК (С) «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования».
В оргкомитет конференции вошли:
Н.К. Сергеев | – ректор ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», чл.-корр. РАО, д.п.н., проф., заслуженный работник высшей школы РФ; |
В.П. Попов | – директор ФГОУ СПО «Волгоградский технологический колледж», д.и.н., проф.; |
А.Г. Козырев | – заместитель директора ГБОУ «Волгоградский мужской педагогический лицей», Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования. |
В.В. Зайцев | – проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», д.п.н., доцент; |
Г.Н. Украинская | – начальник отдела общего и дополнительного образования Администрации городского округа г. Михайловка, отличник народного образования РФ; |
А.В.Арнаутов | – директор ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж», кандидат педагогических наук. |
Работа конференции шла по следующим направлениям:
- Опыт и пути совершенствования работы по героико-патриотическому воспитанию;
- Формирование основ патриотизма в работе воспитателей дошкольного образования;
- Развитие чувства патриотизма у учащихся начальной школы;
- Работа классного руководителя по патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе;
- Научно-методический аспект патриотического воспитания в деятельности классного руководителя среднего профессионального образовательного учреждения;
- Допризывная подготовка как одно из приоритетных направлений героико-патриотического воспитания;
- Деятельность центров, клубов, детских и молодежных объединений патриотической направленности;
- Инновационная практика по военно-патриотическому воспитанию молодежи;
- Оценка эффективности героико-патриотической работы учреждений педагогического образования в процессе воспитания молодого поколения;
- Формирование патриотического сознания подрастающего поколения как одной из духовно-нравственных основ современного общества;
- Молодежная инициатива как составляющая формирования патриотических качеств личности;
- Психолого-педагогическое сопровождение системы патриотического воспитания;
- Формирование готовности будущего педагога к патриотическому воспитанию учащихся;
- Героико-патриотическое воспитание в контексте региональных традиций;
- Военно-патриотическоевоспитание в казачьихформированиях;
- Современные концепции воспитания, основанные на социокультурном подходе;
- Этнопедагогическая система казачьего воспитания.
На пленарном заседании выступили:
-А.В. Арнаутов - директор ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж», кандидат педагогических наук;
-В.И. Сафонов – заместитель главы администрациигородского округа город Михайловка по социальному развитию.
-Н.С. Ефименко – председатель Михайловской городской Думы;
-А.Н. Вырщиков– первый проректор, проректор по науке и инновационной деятельности, ГОУ ДПО ПК (С) «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», зав. кафедрой социальной работы, д.п.н., проф.;
-А.Г. Козырев – заместитель директора ГБОУ «Волгоградский мужской педагогический лицей», Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования;
-Д.А. Белов- директор центра Региональной истории ГОУ ДПО ПК (С) «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», к.и.н.;
-В.В. Зайцев – проректор по научной работе ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», д.п.н., проф.;
-Н.В. Додокина – доцент кафедры педагогики и психологии филиала ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» в г. Михайловка Волгоградской области, к.п.н.
В работе конференции приняли участие:
- руководители органов управления образованием;
- ученые, преподаватели, воспитатели, учителя, обучающиеся образовательных учреждений города и области;
- специалисты учреждений по работе с молодежью;
- директора детских и молодежных объединений, учреждений дополнительного образования;
- представители региональных СМИ.
Противоречивая ситуация в современном российском обществе, стремительные перемены в экономике, политической жизни, радикальные изменения геополитического пространства – все эти обстоятельства актуализируют необходимость переосмысления отношения к патриотизму различных социальных групп в российском обществе и особенно изучения места и роли патриотизма в жизни современной молодёжи. Патриотическое воспитание – это не разовое мероприятие, а многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность, которая подталкивает педагогов на поиск новых неформальных подходов в решении вышеуказанной проблемы.
Актуальность научно-практической конференции заключается в возможности обмена опытом, выбора оптимальных путей формирования у подрастающего поколения качеств гражданина, патриота и героя.
На конференции рассматривались вопросы, связанные с концептуальнымиосновами патриотического воспитания молодежи, особенностями реализации системы героико-патриотического воспитания в деятельности образовательного учреждения, теоретическими и методическими проблемами организации внеурочной работы по воспитательным программам, направленным на формирование гражданского самосознания в образовательных учреждениях различного типа.
В рамках конференции была организована работа двух мастер-классов:
- «Организация массовых мероприятий, направленных на формирование патриотического самосознания». Фестиваль патриотической песни имени Алексея Чиндрова «Тебе, моя Россия, посвящаю…»
Руководители: А.Н. Вырщиков– первый проректор, проректор по науке и инновационной деятельности, ГОУ ДПО ПК (С) «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», зав. кафедрой социальной работы, д.п.н., проф.;
О.И. Косенкова- заместитель директора ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» по воспитательной работе.
- «Военно-патриотическая спортивная игра для допризывной молодежи «А ну-ка, парни!»
Руководители:Д.А. Белов- директор центра Региональной истории ГОУ ДПО ПК (С) «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования», к.и.н.;
В.Н. Анненков - к.п.н., доцент кафедры теории и методики физического воспитания и спортаФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»;
О.В. Аверин - заместитель директора ГБОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» по физической культуре.
В рамках конференции особое внимание было уделено следующим вопросам:
- Анализ особенностей становления и перспективы развития героико-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях.
- Реализация историко-краеведческого компонента в образовательном процессе.
- Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к культуре казачества.
Все выступающие выказали озабоченность проблемой формирования у молодежи глубоких патриотических чувств, гражданского самосознания, указали на необходимость разработки и внедрения воспитательных программ, направленных на создание условий для приобщения студентов и обучающихся к традициям национальной культуры в практику работы образовательных учреждений.
В ходе работы секций выступающими были сформулированы конкретные предложения, направленные на совершенствование образовательного процесса, и представлены методические материалы, разработанные в целях повышения эффективности патриотического воспитания студентов и обучающихся.
В ходе заседаний были отмечены значительные успехи педагогической общественности в области создания образовательного пространства, способствующего воспитанию граждан России, большую работу, проведенную в образовательных учреждениях региона по реализации системы героико-патриотического воспитания. В то же время, было выявлено наличие противоречия между необходимостью систематической работы по реализации программ гражданско-патриотического воспитания и недостаточным научным, методическим, технологическим обеспечением процесса, направленного на формирование гражданского самосознания молодежи, национальной идентичности.